Примечание: Перед началом работы обратитесь к предупреждениям, содержащимся в разделе «Безопасность — прежде всего!» (в начале данного Руководства) и в параграфе 1 настоящей главы. Следующие проверки относятся к проверкам общих электрических цепей и не должны быть применимы к чувствительным электронным цепям (таким, например, как ABS), в частности, там, где используются блоки электронного управления.
Общие сведения
1. Обычная электрическая цепь состоит из электрических компонентов — выключателей, реле, моторов, предохранителей, плавких вставок и т.п., подключенных проводами к положительному и отрицательному выводу аккумулятора как источника питания. Для облегчения поиска неисправностей в электрических цепях в конце настоящей главы приведены электрические схемы цепей.
2. Перед началом поиска неисправности внимательно изучите соответствующую цепь по схеме, чтобы получить полное представление о ее составляющих. Возможный источник неисправности можно определить, убедившись в том, что другие компоненты цепи функционируют нормально. Если одновременно несколько компонентов или цепей вышли из строя, неисправность, вероятнее всего, заключена в соответствующем предохранителе или контакте с массой/отрицательным проводом.
3. Проблемы с электрооборудованием обычно происходят по простым причинам, таким как коррозия контактов, плохое соединение с массой из-за окисления, сгоревшего предохранителя или плавкой вставки, неисправного реле (обратитесь к параграфу 3 за информацией о проверке реле). Поэтому, перед тем как начать детальную проверку компонентов проблемной цепи, визуально проверьте состояние всех ее предохранителей, проводов и соединений. Проследите по схеме, какие контакты и соединения должны быть проверены, чтобы определить неисправность.
4. Для большинства проверок вам достаточно иметь следующие основные инструменты: тестер или вольтметр (для некоторых проверок подойдет и контрольная 12-вольтовая лампочка с двумя проводами); пробник (контрольная лампочка с автономным питанием); омметр (для замера сопротивлений); аккумулятор и набор проводов; провода-«прикуриватели» с автоматическим выключателем или встроенным предохранителем, которые можно использовать для обхода подозрительных элементов цепи. Перед попыткой найти неисправность с помощью инструментов изучите схему, чтобы выяснить, к каким точкам целесообразно подключать прибор.
Внимание: Ни при каких обстоятельствах не используйте такие приборы, как вольтметры, омметры или контрольные лампочки, для проверок под напряжением узлов безопасности SRS, SIPS (фронтальные и боковые подушки безопасности) и пиротехнических натяжителей ремней безопасности. Любые проверки такого оборудования следует поручить специалистам дилерского автосервиса, поскольку при неквалифицированном ремонте существует угроза внезапного несанкционированного срабатывания этих систем.
Предупреждение: Электрооборудование автомобилей Volvo S80/V70 весьма сложное. К мультиплексной шине данных подключены многие модули электронного управления, по которой они получают информацию от различных датчиков и обмениваются информацией друг с другом. Например, как только АКПП выходит на точку переключения передачи, она через шину данных сообщает об этом модулю управления двигателем. Как только произойдет переключение передачи, модуль управления двигателем произведет задержку момента зажигания, моментально снизив мощность двигателя, позволяя произвести плавный переход с одной передачи на другую. Конструкция шины данных не позволяет использовать различные тестеры и мультиметры традиционным способом. Помимо этого, система управления имеет всеобъемлющую систему встроенной диагностики, которая опрашивает все модули управления, выявляя коды неисправностей и помогая в их поиске. Для доступа к этой системе требуется специализированное оборудование (сканер кодов неисправности). Обратитесь в дилерский или иной соответствующим образом оборудованный автосервис.
5. Чтобы найти «блуждающую» неисправность цепи, которая обычно происходит по вине плохого контакта или изоляции, пошевелите проводку, чтобы посмотреть, не пропадает или не появляется ли неисправность при этом. Этот метод поиска неисправностей можно сочетать с методами, описанными далее.
6. Кроме проблем, связанных с плохими контактами, в электрической цепи могут появиться два основных типа неисправностей — обрыв и короткое замыкание.
7. Обрыв цепи прерывает электрический ток, прекращая работу компонентов системы, но не является причиной перегорания предохранителя.
8. Короткое замыкание (КЗ) позволяет электрическому току уходить из цепи «обходным» путем, в большинстве случаев на корпус. Обычно КЗ происходит из-за состарившейся или поврежденной изоляции проводов, что дает возможность «оголенному» проводу замкнуться на другой провод, или корпус. Обычно при КЗ горит предохранитель в соответствующей цепи.
Поиск обрыва цепи
9. Чтобы обнаружить обрыв цепи, подсоедините один вывод тестера или отрицательный вывод вольтметра к отрицательной клемме аккумулятора или надежному контакту с массой (кузовом).
10. Другую клемму прибора подсоедините к разъему в проверяемой цепи, предпочтительно ближайшему к положительной клемме аккумулятора или к плавкому предохранителю.
11. Подайте питание в цепь. Учтите, что некоторые цепи получают питание только в том случае, если ключ зажигания повернут в определенное положение.
12. Наличие напряжения (о чем свидетельствует свечение контрольной лампочки или отклонение стрелки прибора) означает, что участок цепи между точкой подключения и положительной клеммой аккумулятора исправен.
13. Продолжайте проверку цепи тем же способом.
14. Если точка, в которой напряжение отсутствует, найдена, значит, неисправен участок цепи между этой точкой и предыдущей, где напряжение присутствовало. Проверьте его, чтобы определить неисправность. Большинство неисправностей происходит по вине плохих контактов — поломки, коррозии или ослабления.
Поиск короткого замыкания
15. Перед проверкой цепи на КЗ отсоедините от этой цепи нагрузку (компоненты — потребители тока — лампы, двигатели, нагревательные элементы и т.п.).
16. Извлеките соответствующий предохранитель цепи и подсоедините провода тестера, вольтметра или контрольной лампочки к его контактам.
17. Подайте питание в цепь, учитывая, что некоторые цепи получают питание только при определенном положении ключа зажигания.
18. Наличие напряжения (светится контрольная лампа или отклоняется стрелка прибора) подтверждает присутствие КЗ в цепи.
19. Если при этом напряжение отсутствует, а предохранитель все равно перегорает при подключении нагрузки, значит, неисправность находится в самой нагрузке.
Обнаружение обрыва «массы»
20. Отрицательная клемма аккумулятора имеет электрический контакт с «массой» — блоком двигателя, КПП, кузовом автомобиля (см. рис.). К большинству потребителей тока подходит только положительный провод, отрицательным проводником является кузов. Это означает, что масса является участком цепи. Таким образом, незатянутые соединения могут приводить к обрыву цепи — частичному или полному. Это может вызвать тусклое свечение приборов освещения (особенно, если включен другой потребитель, использующий ту же точку присоединения к массе), замедление вращения двигателей (двигатель механизма стеклоочистителя или вентилятора отопителя) и влияние одной цепи на работу другой.
Рис. 2.20. Отрицательная клемма аккумулятора имеет электрический контакт с массой — кузовом автомобиля
21. На многих автомобилях используются гибкие плетеные медные ленты (шины) соединения масс, непосредственно
электрически между собой не связанных, например блок двигателя/КПП к кузову, который устанавливается на кузов на резиновых изолирующих подушках опор.
22. Чтобы проверить надежность контакта с массой конкретного компонента, отсоедините аккумулятор, затем подключите один провод омметра к кузову, а второй провод — к проверяемой точке компонента. Омметр должен показывать ноль, в противном случае проверьте соединение компонента с массой следующим образом.
23. Если есть подозрение, что нарушено соединение с массой, разберите это соединение, зачистите как место контакта на кузове, так и наконечник провода (или стыковочную поверхность корпуса компонента) до металла. Удалите все следы грязи и коррозии, ножом соскоблите краску, так чтобы обеспечить чистоту соединения металл-к-металлу. Соберите соединение и тщательно затяните крепеж. Если на концах проводов имеются петлевые наконечники, установите между ними и корпусом зазубренные шайбы.
24. С целью предотвращения коррозии соединения смажьте его снаружи техническим вазелином или силиконовой смазкой (делайте это регулярно).