2. Перед попыткой поиска неисправности в электрической цепи сначала изучите соответствующую электрическую схему. Вы должны иметь полное понимание характера элементов, входящих в конкретную проблемную цепы Перечень возможных причин неисправности можно сузить, если выявить элементы этой цепи, которые работают правильно. Если одновременно наблюдается сбой в работе нескольких элементов или цепей, проблеме, вероятно, кроется в общем плавком предохранителе или заземлении на «массу».
3. Электрические неисправности обычно являются следствием простых причин, таких как плохой контакт или коррозия соединений/разъемов, сгоревший предохранитель или плавкая вставка или неисправное реле. Перед проверкой элементов визуально осмотрите состояние всех плавких предохранителей, проводов и соединений в проблемной цепи.
4. В случае применения для поиска неисправности диагностических приборов тщательно спланируйте в соответствии с прилагаемыми электрическими схемами, в какие точки цепи и в какой последовательности следует подсоединять прибор с целью наиболее эффективного выявления причины неисправности.
5. В число основных приборов, необходимых для поиска неисправностей в электрических цепях, входит тестер или вольтметр (для выполнения некоторых проверок также можно использовать 12-вольтную проверочную/контрольную лампу с комплектом соединительных проводов); прибор для проверки целостности электрической цепи (контрольная лампа с автономным питанием и комплектом соответствующих проводов); перекидной соединительный провод (предпочтительнее со встроенным автоматическим выключателем или плавким предохранителем), который можно использовать для обхода электрических элементов (Рис. 2.5, а, б). Перед попыткой решения проблемы с помощью контрольно-измерительных приборов определите по электрической схеме, где следует подключать прибор.
Рис. 2.5, а. Наиболее полезный инструмент для поиска неисправностей в электрооборудовании — это цифровой мультиметр, с помощью которого можно измерить напряжения, силу тока и сопротивление электрической цепи (включай проверку целостности цепи)
Рис. 2.5, б. Очень удобным прибором для проверки наличия напряжения является простая контрольная лампа
Проверка на наличие напряжения
6. Проверки на наличие напряжения следует выполнять в случае сбоя в работе электрической цепи. Следует подсоединить один провод тестера к отрицательной клемма аккумулятора или к заведомо хорошей точке «массы». Другой провод подсоедините к разъему в проверяемой цепи, желательно как можно ближе к аккумулятору или к плавкому предохранителю (рис. 2.6). Беги индикатор на тестере горит, напряжение присутствует, в это означает, что участок цепи между соответствующим разъемом и переключателем исправен. Аналогичным образом продолжайте проверять остальные участки цепи. Когда достигается «точка», напряжение в которой отсутствует, это значит, что причине неисправности должна лежать между этой «точкой» и предыдущей проверочной «точкой», в которой регистрировалось напряжение. Большинство проблем вызвано ослаблением соединения.
Примечание. Помните, что некоторые электрические цепи получают питание только при положениях ключа зажигания «АСС» (Аксессуары) или «RUN» (Работа).
Pиc. 2.6. При использовании проверочной лампы на основной провод фиксируется с помощью зажима на заведомо хорошей точке «массы», а затем с помощью заостренного щупа можно проверять электрические разъемы, проведя их контакты. Если лампа горит, в проверяемой электрической цепи присутствует напряжение аккумулятора
Проверка на наличие короткого замыкания
7. Одним из методов поиска короткого замыкания является извлечение из цепи соответствующего плавкого предохранителя и подсоединение проверочной лампы (следует изготовить два соединительных провода с маленькими лепестковыми клеммами, подсоединить эти провода к коробке плавких предохранителей и подключить проверочную лампу). В электрической цепи должно присутствовать напряжение. Подергайте проводку, наблюдая за пампой. Если лампа начинает мигать, где-то в данном жгуте имеется короткое замыкание на «массу», возможно, вызванное перетирание изоляции проводе.
Проверка исправности заземления
8. Эта проверка выполняется с целью определения надежности заземления элемента. Отключите аккумулятор и подсоедините один из проводов тестера или мультиметра (настроенного на измерение сопротивления) к заведомо хорошей точке «массы». Другой провод следует подсоединить к проверяемому проводу или точке «массы». Если сопротивление низкое (меньше 5 Ом), заземление в норме. Если загорается индикатор на тестере, заземление неисправно.
Проверка целостности электрической цепи
9. Проверка выполняется с целью выявления обрывов в электрической цепи, т. в. чтобы узнать, правильно ли проходит электрический ток. После отключения питания в этой цепи проверьте ее с помощью тестера с источником автономного питания или мультиметра. Подсоедините провода прибора к обоим концам электрической цепи (или к концу «подачи питания» (+) и хорошей точке «массы»). Если проверочная лампа загорается, обрыв контура отсутствует (рис. 2.9). Если сопротивление низкое (меньше 5 Ом), электрическая цепь в порядке. Если показание равно 10 000 Ом или выше, где-то в электрической цепи присутствует обрыв. Аналогичным образом можно проверить и исправность выключателя, подсоединив тестер к его клеммам. При переводе выключателя в положение «Вкл.» проверочная лампа должна загораться (или прибор должен показывать низкое сопротивление).
Рис. 2.9. После настройки мультиметра на измерение сопротивления (Ом) можно промерять сопротивление между двумя клеммами. При проверке на наличие целостности низкие показания указывает на целостность, высокое показание или показано, соответствующее бесконечности, указывает по наличие обрыва
Поиск обрыва в электрической цепи
10. При диагностике электрической цепи, подозреваемой на наличие обрыва, визуально обнаружить причину неисправности оказывается довольно сложно, так как осмотр клемм на наличие коррозии или нарушения качества их контактов затруднен ввиду ограниченности доступа к ним. Резкое подергивание корпуса разъема на датчике или жгута его электропроводки во многих случаях приводит к восстановлению проводимости. Не забывайте об этом при попытках выявления причины отказа электрической цепи, в которой подозревается наличие обрыва. Сбои, возникающие лишь иногда, могут иметь причиной окисление клемм или ослабление контактов.
11. Диагностика неисправностей электрических цепей достаточно проста при условии четкого представления о том, что ток поступает ко всем электрическим нагрузкам (лампа, электродвигатель и т.п.) от аккумулятора по проводам через выключатели, реле, предохранители, плавкие вставки, в затем возвращается в аккумулятор через «массу» автомобиля. Любые проблемы, связанные с отказом электрооборудования, могут иметь своей причиной лишь прекращение подачи на них электрического тока от аккумулятора или возврата к нему.
Электрические разъемы
12. Большинство электрических разъемов на рассматриваемых автомобилях являются многоконтакными и имеют пластмассовый корпус. Надежность стыковки секций таких разъемов обеспечивается защелкиванием стопорных язычков, вмонтированных в пластмассовый корпус разъемов. Стыкуемые секции больших разъемов, некоторые из которых используются под панелью приборов, чаще всего скрепляются вместе болтом, пропущенным через центральную часть разъема.
13. Для рассоединения разъемов, оборудованных пластмассовыми фиксаторами, обычно используется маленькая отвертка, которой следует аккуратно отжать стопорные язычки. Затем следует рассоединить разъем. Во избежание случайного повреждения отдельных проводов и контактов в разъемах тяните только за штекер, а ни в коем случае не за жгут электропроводки. Перед рассоединением разъемов внимательно рассмотрите его. Часто блокирующие элементы не видны при первом взгляде. Кроме того, многие разъемы имеют больше одной пары фиксаторов.
14. Разъемы всегда состоят из двух половин, штыри одной из которых входят внутрь гнезд другой. При изучении схематических изображений разъемов старайтесь в первую очередь определить, какая из его половин представлена на рисунке: со стороны жгута электропроводки или со стороны элемента. Помните, что контакты одной половины разъема всегда размещены зеркально по отношению к контактам другой, то есть контакт, показанный на санкции разъема с правой стороны, будет иметь ответный контакт, расположенный на левой стороне.