Общая информация
Электрическая система двигателя в основном состоит из системы зарядки аккумулятора и запуска двигателя. Поскольку эти системы относятся к двигателю, они рассматриваются отдельно от остальных электрических систем и устройств (приборы, освещение и т.п. рассмотрены в главе 12). В части Б настоящей главы содержится информация о системе зажигания.
Электрическая система автомобиля — 12-вольтовая, с заземленным минусом (на корпусе).
Автомобили комплектуются аккумуляторами необслуживаемого (закрытого) и малобслуживаемого типа, заряжаются от генератора переменного тока с встроенным выпрямителем и регулятором напряжения, приводимого ремнем от шкива коленвала.
Стартер — с предварительным зацеплением и встроенным втягивающим реле. При запуске двигателя втягивающее реле вводит шестерню обгонной муфты в зацепление с зубчатым венцом маховика, перед тем как мотор получит питание для вращения. После запуска двигателя обгонная муфта предотвращает вращение вала стартера маховиком до разъединения шестерен.
Дальнейшие детальные описания приведены в соответствующих параграфах этой главы.
Меры предосторожности
Внимание! При работе с электрическими системами автомобиля требуется повышенное внимание и осторожность, чтобы не вывести из строя полупроводниковые элементы системы (диоды и транзисторы) и избежать риска удара электрическим током. В дополнение к предупреждениям в разделе «Безопасность — прежде всего!» в начале настоящего Руководства прочтите следующее перед началом работы над системой.
Всегда снимайте кольца, часы, браслеты и т.п., работая с электрической системой. Даже при отсоединенном аккумуляторе в элементах может накапливаться статическое электричество, которое может нанести электрический удар или ожог.
Не путайте клеммы (полюса) аккумулятора. Такие компоненты, как генератор, блоки электронного управления и другие, имеющие полупроводниковые компоненты, могут быть безнадежно выведены из строя.
Никогда не отсоединяйте аккумулятор, генератор, электрическую проводку или контрольные приборы при работающем двигателе.
Не позволяйте двигателю вращать генератор с отсоединенной электрической проводкой.
Никогда не проверяйте работу генератора, закорачивая его выходную клемму на корпус.
Не используйте для проверки электрических цепей омметры и мегомметры с встроенными генераторами.
Перед началом любой работы, связанной с отсоединением элементов электрической системы, отключайте аккумулятор.
Если заводите двигатель от постороннего аккумулятора, действуйте, как описано в разделе «Запуск двигателя от постороннего аккумулятора». Не перепутайте полярность проводов, соединяйте «минус с минусом и плюс с плюсом». Это же относится и к подключению зарядного устройства.
Перед использованием электросварки отсоедините аккумулятор, генератор и модуль управления ЕСМ для защиты их от повреждений.