Модели с двигателем 1.9 л WJZ
1. В состав топливной системы входит топливный бак (установленный в задней части автомобиля), топливный фильтр со встроенным водоотделителем, топливный насос высокого давления, форсунки и соответствующие элементы.
2. Топливный насос высокого давления втягивает топливо из бака через топливный фильтр, который установлен на корпусе термостата на левом конце головки цилиндров. Топливный фильтр удаляет всю грязь и воду и обеспечивает чистоту топлива, подаваемого к топливному насосу высокого давления. Избыток топлива возвращается из выпускного патрубка на крышке корпуса фильтра в бак. В корпус фильтра встроен термостат. Когда температура топлива в корпусе фильтра ниже 15 С°, термостат в корпусе фильтра открывается и позволяет топливу циркулировать между корпусом фильтра и корпусом термостата, что обеспечивает эффективный нагрев топлива. Когда топливо в корпусе фильтра достигает 35°C, термостат закрывается.
3. Топливный насос высокого давления приводится в действие ремнем газораспределительного механизма. Его частота вращения равна половине частоты вращения коленчатого вала. Высокое давление, требуемое для впрыска струи топлива в заряд сжатого воздуха, содержащегося в вихревых камерах, создается противолежащими поршнями, выполняющими поступательные движения навстречу друг другу. Нагнетание топлива происходит в результате действия на поршни роликовых толкателей, набегающих на кулачки ротора. Топливо проходит через центральный ротор с одиночным выпускным отверстием, которое совмещается с портами, направленными к трубопроводам форсунок.
4. Дозирование топлива управляется центробежным регулятором, который реагирует на положение педали акселератора и частоту вращения коленчатого вала двигателя. Регулятор связан с дозирующим клапаном, который увеличивает или уменьшает количество топлива, подаваемого на каждом ходе насоса.
5. Базовое опережение впрыска топлива задается при установке насоса. Когда двигатель работает, оно автоматически изменяется, чтобы соответствовать превалирующей частоте вращения коленчатого вала двигателя специальным исполнительным устройством, которое поворачивает кулачковую пластину или кулачковое кольцо.
6. Четыре топливные форсунки подают топливо в виде однородной струи в вихревые камеры, расположенные в головке цилиндров. Форсунки откалиброваны таким образом, чтобы открываться и закрываться при критическом давлении, чтобы обеспечивать эффективное и равномерное сгорание. Игла каждой форсунки смазывается топливом, которое накапливается в пружинной камере и по перепускным трубопроводам направляется в возвратный шланг топливного насоса высокого давления.
7. Пуск из холодного состояния облегчается предварительным подогревателем или накальными свечами, установленными в каждой вихревой камере. Термостатический датчик в системе охлаждения воздействует на рычаг быстрого холостого хода на топливном насосе высокого давления, чтобы увеличить частоту вращения холостого хода при холодном двигателе.
8. Электромагнитный клапан останова отсекает подачу топлива к ротору топливного насоса высокого давления при выключении зажигания. Также имеется рычаг ручного останова для использования в экстренном случае (рис. 1.8).
Рис. 1.8. Топливный насос высокого давления Lucas (модели с двигателем 1.9 л WJZ)
9. При условии выполнения предписанного технического обслуживания оборудование впрыска топлива обеспечит длительную безотказную работу. Сам топливный насос высокого давления может прослужить дольше двигателя. Главная потенциальная причина повреждения топливного насоса высокого давления и форсунок — это наличие грязи или воды в топливе.
10. Двигатель оснащен каталитическим нейтрализатором и системой рециркуляции отработавших газов (EGR), которые позволяют уменьшить токсичность отработавших газов. За дополнительными сведениями обратитесь к главе 4Г.
11. Обслуживание топливного насоса высокого давления и форсунок — в целом вне компетенции механика-любителя. Все процедуры снятия или регулировки, отличные от действий, описанных в этой главе, следует поручить дилеру Peugeot/Citroen или специалисту по системам впрыска топлива.
Внимание! При работе с элементами топливной системы, особенно с топливными форсунками, необходимо предпринять определенные меры предосторожности. Перед любой работой с топливной системой обратитесь к мерам предосторожности, описанным в начале Руководства в параграфе «Безопасность — прежде всего!», и всем дополнительным предупреждениям, данным в начале соответствующих параграфов, и следуйте им.
Модели с двигателем 1.9 л WJY
12. Более поздние двигатели 1.9 л (WJY) оснащены топливным насосом высокого давления с электронным управлением, что позволяет понизить токсичность выхлопа и удовлетворить требованиям вводимых в ближайшем будущем стандартов на токсичность выхлопа. Топливная система очень похожа на описанную в п.п. 1—11. за исключением следующих изменений, касающихся топливного насоса высокого давления.
13. В состав электрической системы управления топливным насосом высокого давления входят БЭУ и следующие датчики:
- а) потенциометр дроссельной заслонки; он информирует об относительном положении рычага акселератора на топливном насосе высокого давления и скорости открытия/закрытия «дроссельной заслонки»;
- б) датчик расхода воздуха (в него встроен датчик температуры воздухозабора); он информирует БЭУ о расходе и температуре воздуха, проходящего через впускной тракт;
- в) датчик температуры охлаждающей жидкости; он информирует БЭУ о температуре двигателя;
- г) датчик положения коленчатого вала; он информирует БЭУ об угловом положении и частоте вращения коленчатого вала двигателя:
- д) датчик скорости автомобиля: он информирует БЭУ о скорости автомобиля:
- е) датчик подъема иглы форсунки: он информирует БЭУ о начале впрыска в цилиндре № 7;
- ж) датчик атмосферного давления (встроен в БЭУ); он измеряет атмосферное давление для предотвращения возникновения проблем при движении автомобиля на большой высоте над уровнем моря.
14. Все сигналы от датчиков анализируются БЭУ, который управляет опережением впрыска топлива с помощью электромагнитного клапана опережения, который расположен на топливном насосе высокого давления. Путем открытия и закрытия электромагнитного клапана БЭУ может по необходимости увеличивать или уменьшать опережение впрыска топлива. Когда электромагнитный клапан опережения открыт, гидравлическое давление на поршне насоса уменьшается, что приводит к уменьшению опережения впрыска топлива. Для увеличения опережения впрыска топлива БЭУ закрывает электромагнитный клапан, который увеличивает давление на поршень.
15. БЭУ также управляет системой рециркуляции отработавших газов (EGR), подробно описанной в главе 4Г, и вентилятором охлаждения двигателя.
16. При наличии каких-либо аномалий в любом из сигналов, полученных от различных датчиков, БЭУ вводит «резервный» режим. Если это происходит, ошибочный сигнал датчика игнорируется и БЭУ принимает предварительно запрограммированное значение по умолчанию, которое позволяет двигателю продолжать работу, но с уменьшенной мощностью. Если БЭУ вводит этот режим, включается контрольная лампа на щитке приборов и в памяти БЭУ записывается соответствующий код неисправности.
17. Если контрольная лампа горит, при первом удобном случае следует обратиться для проверки автомобиля к дилеру Peugeot/ Citroen или специалисту по диагностике двигателей. Специалист может выполнить полную проверку системы управления двигателем, используя специальное электронное диагностическое проверочное устройство, которое подключается к диагностическому разъему, расположенному рядом с коробкой плавких предохранителей салона.
Внимание! При работе с элементами топливной системы, особенно с топливными форсунками, необходимо предпринять определенные меры предосторожности. Перед любой работой с топливной системой обратитесь к мерам предосторожности, описанным в начале Руководства в параграфе «Безопасность — прежде всего!», и всем дополнительным предупреждениям, данным в начале соответствующих параграфов, и следуйте им.
Модели с двигателем 2.0 л
18. Все двигатели 2.0 л оснащены системой впрыска дизельного топлива (HDi), в которой реализованы самые последние достижения в технологии впрыска дизельного топлива. В системе HDi топливный насос высокого давления используется только для создания давления, требуемого для системы впрыска, и не имеет никакого контроля над опережением впрыска топлива (в отличие от обычных систем впрыска дизельного топлива). Опережением впрыска топлива управляет электронный блок управления (БЭУ) через форсунки с электроприводом. Система работает, как описано ниже.
19. В состав топливной системы входят топливный бак (установленный под задней частью автомобиля, в который на системе Bosch погружен электрический топливный насос низкого давления), топливный фильтр со встроенным водоотделителем, топливный насос высокого давления, форсунки и соответствующие элементы.
20. Топливо подается в корпус топливного фильтра, который расположен на передней стороне двигателя. Топливный фильтр удаляет всю грязь и воду и очищает топливо, подаваемое к топливному насосу высокого давления. Избыток топлива возвращается из выпускного патрубка на крышке корпуса фильтра в бак, проходя через охладитель топлива. Охладитель установлен на днище автомобиля и охлаждается проходящим воздушным потоком, чтобы охладить топливо перед его входом в топливный бак.
21. Для предотвращения проблем пуска при очень низкой наружной температуре топливо нагревается. На ранних моделях корпус фильтра подсоединяется к корпусу распределения охлаждающей жидкости, расположенному на левом конце головки цилиндров, и оснащен термостатом. Когда температура топлива в корпусе фильтра ниже 15°C, термостат корпуса фильтра открывается и позволяет топливу циркулировать вокруг корпуса распределения охлаждающей жидкости, который эффективно нагревает топливо. Когда температура топлива в корпусе фильтра достигает 25°C, термостат закрывается. На более поздних моделях используется электрический подогреватель топлива, который подсоединен к питающему топливопроводу на корпусе фильтра. Подогреватель управляется БЭУ.
22. Топливный насос высокого давления приводится в действие ремнем газораспределительного механизма. Его частота вращения равна половине частоты вращения коленчатого вала. Высокое давление, требуемое в системе (до 1350 бар), создается тремя поршнями в насосе. Топливный насос высокого давления подает топливо под высоким давлением в топливную рампу, которая действует в качестве «гидравлического аккумулятора» для четырех форсунок. Так как топливный насос высокого давления не влияет на опережение впрыска топлива (в отличие от обычных систем впрыска дизельного топлива), это означает, что нет никакой необходимости выставлять топливный насос высокого давления при установке ремня газораспределительного механизма.
23. В состав электрической системы управления входят БЭУ и следующие датчики:
- а) датчик положения педали акселератора: он информирует БЭУ о положении педали акселератора и скорости открытия/закрытия «дроссельной заслонки»:
- б) датчик температуры охлаждающей жидкости: он информирует БЭУ о температуре двигателя:
- в) датчик расхода воздуха (в него встроен датчик температуры воздухозабора); он информирует БЭУ о расходе и температуре воздуха, проходящего через впускной тракт:
- г) датчик положения коленчатого вала: он информирует БЭУ об угловом положении и частоте вращения коленчатого вала двигателя:
- д) датчик положения распределительного вала: он информирует БЭУ о положении поршней в цилиндрах:
- е) датчик температуры топлива (при наличии): он информирует БЭУ о температуре топлива в топливной рампе:
- ж) датчик давления топлива (при наличии); он информирует БЭУ о давлении топлива в топливной рампе:
- з) датчик атмосферного давления (встроен в БЭУ); он измеряет атмосферное давление для предотвращения возникновения проблем при движении автомобиля на большой высоте над уровнем моря.
- и) датчик скорости автомобиля: он информирует БЭУ о скорости автомобиля:
- к) датчик давления в усилителе рулевого управления; он информирует БЭУ о том, когда насос усилителя рулевого управления находится под нагрузкой;
- л) реле системы кондиционирования воздуха; оно информирует БЭУ о том. когда компрессор кондиционера находится под нагрузкой.
24. Все вышеперечисленные сигналы от датчиков анализируются БЭУ, который на основании этой информации выбирает режим топливоподачи. БЭУ управляет топливными форсунками (изменяя длительность импульса, т.е. промежуток времени, в течение которого форсунки остаются в открытом положении, чтобы подавать более обогащенную или более обедненную воздушно-топливную смесь, смотря что требуется). Состав воздушно-топливной смеси постоянно изменяется по команде БЭУ, чтобы обеспечивать наилучшие параметры настройки для режимов проворачивания, пуска (горячего или холодного двигателя) и прогрева двигателя, а также для работы двигателя в режиме холостого хода, движения автомобиля с постоянной скоростью и его ускорения. Форсунки активируются парами, то есть форсунки № 1 и 4 работают как одна пара, а форсунки № 2 и 3 — как другая.
25. Кроме того БЭУ полностью управляет давлением топлива в топливной рампе. Для этого служит регулятор высокого давления топлива и электромагнитный клапан отключения третьего поршня, которые расположены на топливном насосе высокого давления. Для уменьшения давления БЭУ открывает регулятор высокого давления топлива, который позволяет избытку топлива возвращаться из насоса прямо в бак. Устройство отключения третьего поршня используется главным образом для уменьшения нагрузки на двигатель, но также может использоваться и для уменьшения давления топлива. Электромагнитный клапан отключения сбрасывает давление топлива на третьем поршне насоса, и в результате только два поршня создают давление в топливной системе.
26. БЭУ также управляет системой рециркуляции отработавших газов (EGR), подробно описанной в главе 4Г, и вентилятором охлаждения двигателя.
27. Для увеличения эффективности двигателя установлен турбокомпрессор. Он увеличивает мощность двигателя путем подъема давления во впускном коллекторе выше атмосферного давления. Вместо прямого забора воздуха для подачи в цилиндры воздух нагнетается.
28. Энергию для работы турбокомпрессора дают отработавшие газы. Газы проходят через корпус специальной формы (корпус турбины) и при этом вращают колесо турбины. Рабочее колесо турбины закреплено на вале, на другом конце которого установлено другое лопастное колесо, известное как колесо компрессора. Колесо компрессора вращается в собственном корпусе, оно сжимает входящий воздух на его пути к впускному коллектору. Вал турбокомпрессора смазывается маслом под давлением, поступающим по питающему маслопроводу из главной масляной галереи двигателя. Вал «плавает» на «масляной подушке». Масло возвращается в масляный поддон по сливному маслопроводу. Давление наддува (давление во впускном коллекторе) ограничивается клапаном обхода турбины, который под воздействием исполнительного устройства, чувствительного к давлению, отводит отработавшие газы от колеса турбины.
29. При наличии каких-либо аномалий в любом из сигналов, полученных от различных датчиков. БЭУ вводит «резервный» режим. Если это происходит, ошибочный сигнал датчика игнорируется и БЭУ принимает предварительно запрограммированное значение по умолчанию, которое позволяет двигателю продолжать работу, но с уменьшенной мощностью. Если БЭУ вводит этот режим, включается контрольная лампа на щитке приборов и в памяти БЭУ записывается соответствующий код неисправности.
30. Если контрольная лампа горит, при первом удобном случае следует обратиться для проверки автомобиля к дилеру Peugeot/ Citroen или специалисту по диагностике двигателей. Специалист может выполнить полную проверку системы управления двигателем, используя специальное электронное диагностическое проверочное устройство, которое подключается к диагностическому разъему, расположенному рядом с коробкой плавких предохранителей салона.