Примечание. Для выполнения этой проверки потребуется компрессометр, предназначенный специально для дизельных двигателей.
1. При падении мощности или при наличии пропусков воспламенения, которые нельзя «списать» на неисправность топливной системы, информацию о состоянии двигателя может дать проверка компрессии. Если такую проверку выполнять регулярно, можно узнать о появлении неисправности раньше, чем проявятся какие-либо другие ее признаки.
2. Следует использовать компрессометр, предназначенный специально для дизельных двигателей, так как давление сжатия в них значительно выше. Компрессометр устанавливается на переходник, который вворачивают в отверстие для накальной свечи или форсунки. Для этих моделей потребуется переходник, вворачиваемый в отверстия для накальных свечей, чтобы не беспокоить элементы топливной системы. Не стоит специально покупать компрессометр для разового использования. Лучше позаимствуйте его у кого-нибудь или выполните эту проверку на станции технического обслуживания.
3. Если к компрессометру не прилагаются какие-либо иные инструкции, придерживайтесь следующих:
- а) Аккумулятор должен быть хорошо заряжен, фильтрующий элемент воздушного фильтра должен быть чист, а двигатель должен быть прогрет до нормальной рабочей температуры.
- б) Перед началом проверки следует снять все накальные свечи (см. главу 5В).
- в) На двигателях 1.9 л WJZ следует рассоединить электрический разъем иммобилайзера двигателя на задней стороне топливного насоса высокого давления.
- г) На двигателях 1.9 л WJY и всех двигателях 2.0 л следует рассоединить электрический разъем блока электронного управления двигателем. За дополнительными сведениями обратитесь к главе 4В.
4. Проверните двигатель стартером. После одного-двух оборотов давление сжатия должно вырасти до максимального значения и затем стабилизироваться. Запишите самое высокое показание.
5. Повторите проверку на остальных цилиндрах, записывая показания давления.
6. Значения давления во всех цилиндрах должны быть очень близки. Разница больше 5 бар между любой парой цилиндров указывает на неисправность. Знайте, что на исправном двигателе компрессия должна расти быстро. Низкое сжатие на первом ходе и последующее медленное увеличение давления на последующих ходах является признаком износа поршневых колец. Низкое давление в первом ходе, которое не увеличивается на следующих ходах, говорит об утечке в клапанах или прогорании прокладки головки цилиндров (причиной могут быть и трещины в головке). Низкую компрессию могут вызвать и отложения на внутренней стороне головок клапанов.
7. В качестве руководства к действию любое давление сжатия в цилиндре ниже 20 бар можно рассматривать как признак неисправности. Если сомневаетесь по поводу того, является ли конкретное показание давления приемлемым, обратитесь к дилеру Peugeot/Citroen или другому специалисту.
8. Причину недостаточной компрессии на дизельном двигателе установить труднее, чем на бензиновом. Заливка масла в цилиндры («мокрая» проверка) не может дать окончательного заключения, так как имеется риск того, что масло останется в вихревой камере или в выемке на головке поршня и не пройдет к поршневым кольцам. Низкая компрессия в двух соседних цилиндрах почти однозначно является следствием прогорания или пробоя прокладки головки цилиндров между ними. Это может подтвердить присутствие охлаждающей жидкости в моторном масле.
Проверка на наличие утечек
9. Проверка на наличие утечек заключается в измерении скорости, с которой уходит сжатый воздух, поданный в цилиндр. Это альтернатива проверке компрессии, и во многом этот способ даже лучше, так как выходящий воздух позволяет легко определить, где происходит потеря давления (поршневые кольца, клапаны или прокладка головки цилиндров).
10. Маловероятно, что у вас есть оборудование, необходимое для выполнения этой проверки. Если компрессия двигателя недостаточна, выполните проверку на наличие утечек на станции технического обслуживания, имеющей такое оборудование.