Общие сведения
Мощность, которую может развивать двигатель, зависит от количества воздуха и топлива, которое поступает в цилиндры двигателя. Для увеличения мощности двигателя необходимо увеличить подачу воздуха и топлива. Подача большего количества топлива не даст эффекта до тех пор, пока не появится достаточное для сгорания количество воздуха. Для увеличения количества воздуха, подаваемого в двигатель, используется турбокомпрессор, который нагнетает воздух в камеру сгорания.
Турбокомпрессор состоит из колеса центробежного нагнетателя и турбины, связанных между собой общей жесткой осью. Выходящие из цилиндров двигателя отработавшие газы имеют высокую температуру и давление. Они разгоняются до большой скорости и взаимодействуют с лопатками турбины, которая преобразует кинетическую энергию в механическую энергию вращения. Преобразование энергии сопровождается снижением температуры и давления отработавших газов. Турбокомпрессор засасывает воздух через воздушный фильтр, сжимает его и подает в цилиндры двигателя. Количество топлива, которое смешивается с воздухом, можно увеличить, что позволяет двигателю развивать большую мощность.
Для смазки турбокомпрессора моторное масло подается под давлением по специальному трубопроводу.
Поскольку турбокомпрессор работает при высокой скорости, необходимо соблюдать осторожность и чистоту: попадание грязи в турбокомпрессор может вывести его из строя.
Внимание! Перед отсоединением любых элементов от турбокомпрессора тщательно очистите их от грязи. Для защиты от загрязнений снятые с турбокомпрессора элементы расположите в герметичном контейнере, закройте воздушные каналы турбокомпрессора.
Снятие
Выключите зажигание и отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Внимание! Необходимо защищать соединительный элемент в передней выхлопной трубе от любых механических повреждений. Соединительный элемент в приемной трубе не должен быть согнут на угол более чем 20° или смещен на 20 мм в осевом и на 25 мм в радиальном направлениях, так как в противном случае он будет поврежден.
Снимите нижнюю защиту моторного отсека.
Снимите систему выпуска отработавших газов.
Снимите теплозащитные экраны переднего туннеля и рейки рулевого механизма.
Рис. 4.79. Элементы крепления и подсоединения турбокомпрессора: 1 - трубка возврата масла из турбокомпрессора; 2 - нижняя опора турбокомпрессора; 3 - полый болт подвода масла к турбокомпрессору; 4 - втулка; 5 - гайки; 6 - соединительный элемент; 7 - втулка; 8 - патрубок подвода воздуха к турбокомпрессору
Снимите патрубок 8 (рис. 4.79) подвода воздуха к турбокомпрессору вместе с втулками 4 и 7.
Снимите нижнюю опору турбокомпрессора 2.
Отсоедините трубку 1 возврата масла из турбокомпрессора.
Выверните на блоке цилиндров полый болт 3 подвода масла к турбокомпрессору.
Отсоедините и отведите в сторону соединительный элемент 6 на входе в турбокомпрессор.
Рис. 4.80. Расположение кронштейна (2) и опоры (1) турбокомпрессора (3)
Снимите кронштейн 2 (рис. 4.80) турбокомпрессора.
Выверните гайки 5 (см. рис. 4.79) и извлеките их через выпускной туннель.
Снимите турбокомпрессор 3 (см. рис. 4.80).
Установка
Внимание! При установке турбокомпрессора необходимо использовать новые болты 10 (рис. 4.81), гайки 5, кожаные прокладки 14 и 19 и уплотнительную манжету 9.
Рис. 4.81. Элементы крепления турбокомпрессора: 1 - полый болт, 30 Н·м; 2 - болт, 25 Н·м; 3 - турбокомпрессор; 4 - шпильки, 10 Н·м; 5 - гайки, 25 Н·м; 6 - соединительный элемент выхлопной трубы; 7 - болты; 8 - болт; 9 - уплотнительная манжета; 10 - болты, 10 Н·м; 11 - трубка возврата масла; 12 - болты, 25 Н·м; 13 - полый болт, 55 Н·м; 14 - кожаные прокладки; 15 - опора; 16 - гайка, 30 Н·м; 17 - опора; 18 - трубка подвода масла; 19 - кожаные прокладки
Установите трубку 18 (см. рис. 4.81) подвода масла с новыми кожаными прокладками 19 и закрепите полым болтом 1, затянув его моментом 30 Н·м.
Установите промежуточный соединительный элемент 6 выхлопной трубы и закрепите болтами 7.
Затяните шпильки 4 на выпускном коллекторе моментом 10 Н·м.
Установите турбокомпрессор 3 и закрепите гайками 5, затянув их моментом 25 Н·м.
Установите новую уплотнительную манжету 9.
Установите трубку возврата масла 11 и закрепите новыми болтами 10, затянув их моментом 10 Н·м.
Установите полый болт 13 с новыми кожаными прокладками 14 и затяните его моментом 55 Н·м.
Установите опору 17 и закрепите болтом 2, затянув его от руки.
Установите опору 15 и закрепите болтами 12, затянув их от руки.
Наверните гайку 16 и затяните ее моментом 30 Н·м.
Затяните болт 2 моментом 25 Н·м.
Затяните болт 12 моментом 25 Н·м.
Дальнейшую установку проводите в последовательности, обратной снятию.