Сопрягаемые поверхности и прокладки
При разборке сопрягаемых деталей никогда не отделяйте отвертки или подобные инструмента между ними. Это может привести к серьезным повреждениям, которые после сборки кончаются утечками масла, охлаждающей жидкости, и т.д.
Разделение обычно производится простукиванием вдоль сопрягаемых поверхностей молотком, изготовленным из мягкого материала, чтобы сдвинуть или сломать прокладку. Однако следует иметь в виду, что этот метод не годится для разборки штифтовых соединений.
Если между сопрягаемыми поверхностями двух деталей должна быть прокладка, при сборке всегда следует устанавливать новую прокладку; устанавливайте сухую прокладку, если в руководстве по сборке не сказано иное.
Перед установкой убедитесь, что сопрягаемые поверхности чисто и насухо протерты и что на них нет следов старой прокладки. При чистке сопрягаемых поверхностей используйте инструмент, который не повредит поверхность, и удалите все заусеницы или забоины с помощью абразивного бруска с маслом или тонкого напильника.
Удостоверитесь, что все резьбовые отверстия очищены, и не допускайте попадания в них жидкого уплотнителя, если иное не оговорено инструкцией по сборке.
Убедитесь, что все отверстия, каналы или трубы чисты, продуйте их сжатым воздухом.
Уплотнительные манжеты
Манжету можно извлечь, поддев ее при помощи отвертки с широким концом или иного подобного инструмента. Как вариант, можно ввернуть в манжету несколько самонарезающих винтов и вытащить за них манжету при помощи плоскогубцев.
Снятую манжету в любом случае и независимо от причины снятия, следует при установке заменить новой.
Новая прекрасная манжета может быть легко повреждена, и не будет выполнять своих функций, если поверхность, с которой она контактирует, не полностью очищена от царапин, забоин или канавок. Если поверхность детали не может быть восстановлена и изготовитель не предусмотрел возможности для некоторого перемещения уплотнения относительно поверхности, деталь должна быть заменена. Защитите рабочие кромки манжеты от контакта с какими-либо деталями, которые могут их повредить при установке. Используйте ленту или коническую оправку, если это возможно. Перед установкой смажьте манжету маслом.
При установке манжеты с двумя кромками, запорите пространство между ними консистентной смазкой.
Если не указано иное, манжеты при установке должны быть смазаны тем маслом, утечке которого они препятствуют.
Для запрессовки манжеты в корпус используйте кольцевую оправку соответствующего размера или деревянный брусок. Манжета должна быть установлена вровень с поверхностью корпуса (если не указано иное).
Резьбовые соединения
Гайки, болты и винты — обычные места, где возникает коррозия. Если резьбовое соединение не отворачивается, смочите место соединения жидким маслом, керосином или иной подобной жидкостью и оставьте его на некоторое время Можно попробовать использовать отвертку или гаечный ключ ударного типа. Если ни один из этих методов не помогает, можно попробовать осторожно прогреть соединение. Если не помогло и это, то придется прибегнуть к помощи ножовки или зубила.
Шпильки обычно снимаются следующим образом. Наверните на шпильку две гайки вместе и хорошо их стяните между собой. Затем, поворачивая гаечным ключом нижнюю гайку, отверните шпильку. Шпильки или болты, которые порвались ниже поверхности детали, в которую они были ввернуты, можно иногда удалить при помощи экстрактора шпилек. Перед вворачиванием шпильки или болта в глухое отверстие сначала убедитесь, что отверстие полностью очищено от масла, жира, воды или другой жидкости. Если этого не сделать, возможно, разрушение корпуса из-за повышенного гидравлического давления, которое создает болт или шпилька при вворачивании.
При заворачивании корончатой гайки затяните гайку указанным крутящим моментом, затем доверните ее до следующего шплинтового отверстия. Никогда не отворачивайте гайку, чтобы выровнять шплинтовые отверстия, если это специально не оговорено в инструкции по сборке.
Если Вам требуется проверить правильность затяжки болта или гайки, отверните его (ее) на четверть оборота, затем снова затяните требуемым крутящим моментом с помощью динамометрического ключа. Однако этого нельзя делать, если соединение после затяжки динамометрическим ключом было еще довернуто на требуемый угол.
Для некоторых резьбовых соединений, особенно для болтов или гаек головки цилиндров, в качестве последней стадии затяжки указывается не крутящий момент, а угол, на который надо довернуть крепежный элемент. Обычно указывается довольно низкий крутящий момент для закручивания болтов в определенной последовательности, затем производится доворот в один или несколько приемов на указанные углы.
Шайбы и средства против самоотвинчивания
Любое крепление, которое необходимо вращать относительно детали или корпуса при затяжке, должно всегда иметь шайбу между ним и соответствующей деталью.
Пружинные или разрезные шайбы должны всегда заменяться в ответственных соединениях, таких как крепление нижней головки шатуна.
Отгибные шайбы также всегда должны заменяться, если они хотя бы один раз были отогнуты для освобождения гайки или болта.
Самоконтрящиеся гайки могут многократно использоваться в не слишком ответственных соединениях, если при закручивании чувствуется сопротивление, когда контрящая часть гайки заходит на резьбу шпильки или болта. Однако нужно заметить, что самоконтрящиеся гайки постепенно теряют свою эффективность при длительном использовании и их также периодически требуется заменять.
Шплинты должны всегда заменяться новыми подходящими по размеру отверстия.
Если на резьбу был нанесен анаэробный уплотнитель или иной состав против отворачивания, его нужно смыть с помощью растворителя и проволочной щетки, а при сборке нанести свежий состав.
Специальные инструменты и приспособления
Некоторые ремонтные процедуры, описанные в этом руководстве, требуют использования специальных инструментов и приспособлений типа пресса, съемников с двумя или тремя захватами, приспособлений для сжатия пружин и т.д. Везде, где возможно, описаны подходящие заменители специальных инструментов. В некоторых случаях, где никакая альтернатива невозможна, необходимо использовать фирменный инструмент из соображений безопасности и повышения качества ремонта. Если Ваша квалификация не очень высока, или если Вы не достигли полного понимания описанных процедур, никогда не пытаетесь обойтись без использования специального инструмента (приспособления), если описанная процедура предусматривает его использование. Можно не только получить травму, но и испортить дорогие детали.
Защита окружающей среды
При замене масел, тормозной жидкости, антифриза и т.д., необходимо принимать меры против загрязнения окружающей среды. Например, не выливайте никакую из вышеупомянутых жидкостей в общую канализацию или на землю, где они могут впитаться. Имеется много пунктов приема отработанных масел и других жидкостей. На территории каждого гаража или охраняемой стоянки должен быть специальный сборник для таких жидкостей.
В связи со все возрастающим ужесточением законодательства в области зашить окружающей среды, в частности, снижения загрязнения атмосферы автотранспортом, многие автомобили имеет устройства зашиты наиболее важных мест регулировки топливной системы. Эти защитные устройства предназначены прежде всего для того, чтобы предотвратить неквалифицированное вмешательство в регулировку воздушно-топливных смесей, что может вызвать повышение токсичности выхлопных газов. Такие защиты должны восстанавливаться и после ремонта, в соответствии с требованиями изготовителя или текущим законодательством.