Снятие
Уменьшите давление в топливной системе.
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
Снимите ремень привода навесного оборудования.
Выверните свечи зажигания.
Снимите ремень привода газораспределительного механизма со шкивов распределительных валов.
Для улучшения доступа выверните два болта, крепящие воздухозаборный патрубок к передней части моторного отсека и, снимите его, отсоединяя от воздуховода.
Снимите впускной коллектор.
Отсоедините шланги от,термостата и разъем от датчика температуры охлаждающей жидкости, расположенного в верхней части кожуха (рис. 5.40, 5.41). Также отсоедините разъем от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости, расположенного с левой стороны головки цилиндров (рис. 5.42).
Рис. 5.40. Отсоединение шланга от термостата | Рис. 5.41. Отсоединение разъема от датчика температуры охлаждающей жидкости |
Рис. 5.42. Отсоединение разъема от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
Выверните болт крепления зажима провода датчика концентрации кислорода, расположенный перед кожухом термостата. Проследите проводку от датчика и отсоедините разъем, расположенный под кожухом термостата (рис. 5.43).
Рис. 5.43. Расположение разъема датчика концентрации кислорода
Снимите крышку головки цилиндров.
За шкивом распределительного вала впускных клапанов выверните болт, крепящий кронштейн катушки зажигания, и снимите кронштейн.
Отверните гайку, крепящую направляющую трубку для измерителя уровня моторного масла к выпускному коллектору. Достаньте измеритель уровня моторного масла и отведите направляющую трубку от головки цилиндров.
Из-под автомобиля отверните гайки крепления приемной выпускной трубы к выпускному коллектору, отсоедините от коллектора трубу и снимите прокладку (рис. 5.44).
Рис. 5.44. Расположение гаек крепления приемной выпускной трубы к выпускному коллектору
Отверните гайки, крепящие коллектор к головке цилиндров, и снимите коллектор и прокладку.
В некоторых случаях при отворачивании гаек крепления выпускного коллектора вывернутся шпильки из головки цилиндров, поэтому после снятия коллектора вверните их на место.
Отсоедините от головки цилиндров и переместите в сторону оставшиеся жгуты проводов, шланги и тросы, которые могут мешать снятию головки цилиндров.
В последовательности, обратной затягиванию (рис. 5.46), ослабьте болты Ribe крепления головки блока цилиндров на 1/2 оборота за каждый проход до полного отворачивания болтов (рис. 5.45). Снимите болты вместе с шайбами.
Рис. 5.45. Выворачивание болтов крепления головки цилиндров
Рис. 5.46. Последовательность затягивания болтов крепления головки цилиндров
Снимите головку цилиндров вместе с впускным коллектором. Если головка сидит очень плотно на блоке цилиндров, вставьте во впускные каналы головки деревянные бруски и, используя их как рычаги, раскачайте головку цилиндров. Не пытайтесь сдвинуть в сторону головку цилиндров, так как она установлена на центрирующие втулки.
Снимите прокладку головки цилиндров и коллектора.
Подготовка к установке
Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте твердый деревянный или пластиковый скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Проверьте, чтобы нагар не попал в масляные и водяные каналы. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к компонентам двигателя. Липкой лентой заклейте все каналы и отверстия в блоке цилиндров под болты крепления головки. Также необходимо очистить верхние части поршней.
Для исключения попадания сажи в зазор между поршнями и стенками цилиндров нанесите на зазор слой густой консистентной смазки и удалите ее после очистки поршней. Тщательно очистите внутренние поверхности цилиндров.
Проверьте привалочные поверхности головки и блока цилиндров двигателя на наличие дефектов. Незначительные повреждения устраняются механической обработкой.
Металлической линейкой и щупом проверьте плоскостность привалочных поверхностей.
Проверьте состояние болтов крепления головки цилиндров и особенно их резьбы. Вымойте болты в соответствующем растворителе и вытрите их насухо. Проверьте болты на наличие видимого износа или повреждений и, при необходимости, замените их.
Установка
Протрите привалочные поверхности головки и блока цилиндров.
Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров. Завинчивание болта в заполненные маслом отверстия может разорвать блок из-за гидравлического давления.
Убедитесь, что установочные метки на шкивах распределительных валов совмещены с метками на головке цилиндров.
Извлеките новую прокладку головки цилиндров из герметичного пакета непосредственно перед ее установкой и исключите попадание на нее жира и масла. Без использования герметика установите прокладку на блок цилиндров так, чтобы надпись «ALTO» была направлена вверх.
Установите головку цилиндров на центрирующие втулки блока цилиндров.
Убедитесь, что болты крепления головки цилиндров очищены от грязи и не имеют дефектов. Особенно, если известно, что болты были удалены предварительно, желательно заменить все десять болтов в комплекте, что исключит риск срезания болтов при их затягивании.
Смажьте резьбу болтов тонким слоем моторного масла, аккуратно вставьте каждый болт в отверстия головки цилиндров и вверните их от руки.
Динамометрическим ключом постепенно в последовательности, показанной на рисунке 5.46, затяните все болты крепления головки цилиндров моментом 20 Нм, соответствующим стадии 1.
В той же последовательности затяните все болты крепления головки цилиндров моментом 40 Н м, соответствующим стадии 2.
В той же последовательности доверните болты на угол 90°, соответствующий стадии 3.
В той же последовательности доверните болты на угол 90°, соответствующий стадии’4.
В той же последовательности доверните болты на угол 90°, соответствующий стадии 5.
Установите крышку головки цилиндров.
Установите выпускной коллектор с новой прокладкой и закрепите гайками, затянув их требуемым моментом.
Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию. Убедитесь, что электрические провода и шланги правильно проложены и надежно подсоединены.
Залейте в систему охлаждения охлаждающую жидкость и удалите из нее воздух.