Примечание. После снятия зубчатого ремня проверьте состояние водяного насоса (на отсутствие утечек охлаждающей жидкости). Это может исключить снятие зубчатого ремня через некоторое время, если водяной насос выйдет из строя.
Зубчатый ремень приводит в действие распределительный вал и водяной насос, а сам приводится в действие шкивом, расположенным на правом конце коленчатого вала. В случае проскальзывания или разрыва ремня при работе двигателя будет нарушен момент открытия или закрытия клапанов или произойдет соударение поршней и клапанов, в результате чего потребуется дорогостоящий ремонт двигателя.
Зубчатый ремень необходимо заменять строго в соответствии с графиком технического обслуживания или чаще, особенно, если он загрязнен маслом.
Для блокирования от проворачивания коленчатого и распределительного валов FIAT рекомендует использовать несколько специальных инструментов. При отсутствии этих инструментов после снятия зубчатого ремня возможно проворачивание коленчатого или распределительного валов, при этом будет нарушен момент открытия или закрытия клапанов и двигатель не будет работать должным образом, а в наихудшем случае возможно соударение поршней и клапанов.
При отсутствии специальных инструментов при снятии и установке зубчатого ремня необходимо проявлять осторожность, чтобы случайно не провернуть коленчатый или распределительный вал. На шкивах коленчатого или распределительного вала имеются метки, которые необходимо совместить с метками на головке цилиндров или корпусе масляного насоса. При отсутствии меток перед снятием ремня нанесите их.
При отсутствии специальных блокирующих инструментов можно успешно заменить зубчатый ремень, однако, если не были приняты меры предосторожности, может быть нарушена регулировка газораспределительного механизма, в результате чего будет нарушена характеристика двигателя. В этом случае после замены зубчатого ремня необходимо проверить установку фаз газораспределения у дилера Fiat.
Снятие
Снимите ремень привода навесного оборудования со шкива коленчатого вала и выверните свечи зажигания.
Выверните восемь болтов и снимите кожух зубчатого ремня (рис. 5.4). Отметьте расположение болтов и шайб, так как два болта длиннее остальных. При необходимости снимите резиновую прокладку, установленную между внешним и внутренним кожухами зубчатого ремня.
Рис. 5.4. Выворачивание болта крепления кожуха зубчатого ремня
Установите поршень первого цилиндра в ВМТ. Для исключения дальнейшего проворачивания коленчатого вала затяните стояночный тормоз и включите 4-ю или 5-ю передачу.
Рис. 5.5. Снятие кожуха зубчатого ремня
Выверните четыре болта Ribe и снимите шкив привода ремня навесного оборудования с коленчатого вала (рис. 5.6). Убедитесь, что шкив привода ремня навесного оборудования имеет штифт, определяющий его положение относительно шкива привода зубчатого ремня.
Рис. 5.6. Снятие с коленчатого вала шкива привода ремня навесного оборудования
При отсутствии специальных блокирующих инструментом перед снятием зубчатого ремня нанесите на шкивы установочные метки.
В частности, отметьте взаимное положение шкивов распределительных валов. Когда газораспределительный механизм двигателя находится в ВМТ, отметьте положение зубьев на каждом шкиве, находящихся наиболее близко друг к другу - если один зуб на каждом шкиве находится на горизонтальной линии, соединяющей центры шкивов, они могут использоваться для подтверждения положения ВМТ. Альтернативно, снимите крышку и нанесите на верхние части каждого шкива и крышку головки цилиндров установочные метки (рис. 5.7).
Рис. 5.7. Расположение установочных меток на шкиве распределительного вала и крышке головки цилиндров
При отсутствии установочных меток на шкиве коленчатого вала также отметьте его положение. Шкив может быть установлен на коленчатый вал только в одном положении, но установочная метка может служить подтверждением правильности установки шкива. При установке газораспределительного механизма двигателя в ВМТ штифт на шкиве должен располагаться на линии, перпендикулярной привалочной поверхности масляного поддона и проходящей через центр шкива (рис. 5.8).
Рис. 5.8. Расположение штифта на шкиве коленчатого вала
Рис. 5.9. Использование линейки для проверки положения штифта на шкиве, который должен располагаться на линии, перпендикулярной привалочной поверхности масляного поддона и проходящей через центр шкива | Рис. 5.10. Место нанесения установочных меток на шкив коленчатого вала и переднюю крышку двигателя |
Для фиксации распределительных валов необходимо использовать специальные инструменты FIAT 1860875000, один из которых устанавливается вместо крышки подшипника №2 распределительного вала впускных клапанов, а второй - вместо крышки подшипника №3 распределительного вала впускных клапанов (рис. 5.11, 5.12). Специальные инструменты блокируют кулачки и предотвращают вращение коленчатых валов, сохраняя газораспределительный механизм в исходном положении. Инструменты необходимо устанавливать после снятия крышки головки цилиндров.
Рис. 5.11. Установка специального инструмента FIAT 1860875000 вместо крышки подшипника №3 распределительного вала впускных клапанов
Рис. 5.12. Расположение специальных инструментов FIAT 1860875000, блокирующих распределительные валы
Для блокирования маховика и, соответственно, коленчатого вала от проворачивания необходимо использовать специальный инструмент FIAT 1860898000, который устанавливается после снятия защитной крышки маховика. Инструмент входит в зацепление с зубьями зубчатого венца маховика и блокирует его от проворачивания. Этого результата можно достичь, если вставить отвертку в зубья зубчатого венца маховика и таким образом заблокировать его от проворачивания.
Ослабьте гайку крепления натяжного устройства, отведите шкив от зубчатого ремня и для фиксации шкива в отведенном положении затяните гайку.
Снимите зубчатый ремень со шкивов двигателя, при этом соблюдайте осторожность, чтобы не провернуть вал если при этом не используются блокирующие инструменты.
Установка
Перед установкой нового ремня убедитесь, что все установочные метки совмещены.
Если используются специальные инструменты, блокирующие распределительные валы, ослабьте болты крепления шкивов распределительных валов, в результате чего шкивы могут быть немного повернуты при установке и натяжении зубчатого ремня. При ослаблении болтов крепления шкивов распределительных валов специальным инструментом удерживайте шкивы от проворачивания.
Если специальные блокирующие инструменты не используются, нежелательно ослаблять болты крепления шкивов распределительных валов, если это не абсолютно необходимо. Если зубья зубчатого ремня не будут точно совмещаться с зубьями шкивов, ослабьте болты и немного поверните оба шкива распределительных валов в одном и том же направлении.
Установите зубчатый ремень так, чтобы стрелка на ремне совпала с направлением его вращения.
Установите зубчатый ремень сначала на шкив коленчатого вала, затем вокруг направляющего ролика, шкива распределительного вала и шкива механизма натяжения (рис. 5.13). В последнюю очередь установите ремень на шкив водяного насоса. Убедитесь, что любое провисание зубчатого ремня находится со стороны механизма натяжения.
Рис. 5.13. Последовательность установки зубчатого ремня на шкивы двигателя: 1 - шкив коленчатого вала; 2 -направляющий ролик; 3 - шкив распределительного вала впускных клапанов; 4 - шкив распределительного вала выпускных клапанов; 5 - шкив натяжного устройства; 6 - шкив водяного насоса
Ослабьте гайку крепления механизма натяжения зубчатого ремня и за ребро на опорной пластине поверните шкив к зубчатому ремню (рис. 5.14). Для фиксации опорной пластины вставьте болт на 8 мм в отверстие, расположенное рядом с механизмом натяжения, что обеспечит фиксацию рычага (рис. 5.15). Для натяжения ремня необходимо использовать специальный инструмент Fiat 1860845000 или изготовить инструмент, состоящий из болта, двух гаек и шайбы увеличенного диаметра, при этом ось шайбы должна быть максимально смещена от оси болта (рис. 5.17, 5.18). Смещенная с оси болта шайба будет воздействовать как эксцентрик при вращении болта и нажимать на ребро, поворачивая механизм натяжения и, соответственно, натягивать зубчатый ремень.
Рис. 5.14. Расположение ребра (1) на опорной пластине и отверстия (Z) для установки инструмента или болта | Рис. 5.15. Фиксация рычага болтом на 8 мм |
Рис. 5.16. Фиксация рычага специальным инструментом, состоящим из болта, двух гаек и шайбы | Рис. 5.17. Специальный инструмент, состоящий из болта, двух гаек и шайбы увеличенного диаметра |
Рис. 5.18. Использование специального инструмента Fiat 1860845000 для натяжения зубчатого ремня
В первую очередь необходимо натянуть зубчатый ремень до максимального натяжения, при этом необходимо прилагать умеренное усилие для поворота эксцентрикового инструмента (Fiat 1860845000). Надежно затяните гайку крепления механизма натяжения.
Если ослаблялись болты крепления шкивов распределительных валов, затяните их, при этом удерживайте шкивы от проворачивания.
Снимите все блокирующие инструменты или установите коробку передач в нейтральное положение. Проверните коленчатый вал двигателя на два оборота в нормальном направлении вращения и проверьте совмещение всех установочных меток.
Ослабьте гайку крепления механизма натяжения и совместите указатель с отверстием на опорной пластине механизма натяжения (рис. 5.19). Удерживая механизм натяжения в этом положении, затяните гайку крепления механизма натяжения требуемым моментом.
Рис. 5.19. Совмещение указателя (1) механизма натяжения с отверстием (2) в опорной пластине
Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию.