Рис. 3.24. Головка цилиндров: 1 - головка цилиндров; 2 - болт крепления головки цилиндров; 3 - крышка головки цилиндров; 4 - уплотнение крышки головки цилиндров; 5 - прокладка головки цилиндров
Примечание. Головка цилиндров закреплена болтами Ribe, которые внешне похожи на болты Тогх, но для их выворачивания требуются различные инструменты.
Снятие
Уменьшите давление в топливной системе.
Снимите крышку воздушного фильтра и отсоедините от нее воздухозаборный патрубок.
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
Снимите ремень привода навесного оборудования.
Отсоедините высоковольтные провода от свечей зажигания и выверните свечи.
Снимите ремень привода газораспределительного механизма.
Отсоедините трос акселератора от дроссельного узла.
Ослабьте хомуты и отсоедините от дроссельного узла шланги возврата и подачи топлива (рис. 3.25-3.27).
Рис. 3.25. Ослабление хомута крепления шланга подачи топлива к дроссельному узлу | Рис. 3.26. Отсоединение шланга пода чи топлива от дроссельного узла |
Рис. 3.27. Отсоединение шланга возврата топлива от дроссельного узла
Отсоедините от дроссельного узла шланг канистры с активированным углем (рис. 3.28).
Рйс. 3.28. Отсоединение шланга канистры с активированным углем от внутренней поверхности крыла
Отверните три гайки и снимите термозащитный кожух выпускного коллектора и воздуховод, соединенный с воздушной заслонкой для регулировки температуры поступающего в двигатель воздуха (рис. 3.29).
Рис. 3.29. Расположение гаек крепления термозащитного кожуха выпускного коллектора
Ослабьте хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения от передней части головки цилиндров и кожуха термостата (рис. 3.30, 3.31).
Рис. 3.30. Отсоединение шланга системы охлаждения от передней части головки цилиндров | Рис. 3.31. Отсоединение шланга си стемы охлаждения от кожуха термостата |
Ослабьте хомут и отсоедините шланг от вакуумного усилителя тормозов.
Рис. 3.32. Отсоединение вакуумного шланга от вакуумного усилителя тормозов
Отсоедините электрические разъемы от следующих элементов:
а) Катушки зажигания (маленький разъем). Также отсоедините большой разъем системы впрыска топлива, расположенный за катушкой зажигания (рис. 3.33, 3.34).
Рис. 3.33. Отсоединение разъема от катушки зажигания | Рис. 3.34. Отсоединение разъема системы впрыска топлива |
b) Выключателя фонаря заднего хода, расположенного в передней части картера коробки передач (рис. 3.35).
Рис. 3.35. Отсоединение разъема от выключателя фонаря заднего хода
c) Высоковольтные провода из зажимов, расположенных за катушкой зажигания (рис. 3.36).
Рис. 3.36. Отсоединение высоковольтных проводов из зажимов, расположенных за катушкой зажигания
d) Три разъема от дроссельного узла (рис. 3.37).
Рис. 3.37. Расположение разъемов дроссельного узла
e) Датчика температуры охлаждающей жидкости, расположенного с левой стороны головки цилиндров.
f) Датчика концентрации кислорода (разъем расположен на кронштейне под корпусом термостата) (рис 3.38).
Рис. 3.38. Отсоединение разъема датчика концентрации кислорода
д) Два разъема на кронштейне в задней части катушки зажигания.
Выверните два болта, крепящие кронштейн жгута проводов в задней части катушки зажигания (рис. 3.39). Переместите кронштейн в сторону от головки цилиндров, при этом по мере необходимости отсоедините электрические разъемы.
Рис. 3.39. Расположение верхнего болта крепления кронштейна жгута проводов и разъема форсунки | Рис. 3.40. Расположение нижнего болта крепления кронштейна жгута проводов и катушки зажигания |
Выверните болты крепления зажима жгута проводов к задней части головки цилиндров и переместите провода в сторону от головки цилиндров. Выверните болт и отсоедините от головки цилиндров провод соединения с «массой» (рис. 3.41).
Рис. 3.41. Расположение болта крепления провода «массы» к головке цилиндров
Отверткой как рычагом откройте пластмассовый канал в основании впускного коллектора и освободите жгут проводов, проходящий по каналу.
Головку цилиндров можно снять вместе с выпускным коллектором или отвернуть гайки крепления выпускного коллектора к головке цилиндров и снять головку цилиндров, оставив выпускной коллектор присоединенным к приемной выхлопной трубе. Однако наиболее безопасный (и наиболее трудоемкий) метод заключается в предварительном снятии впускного коллектора.
Из-под автомобиля отверните четыре гайки крепления выпускного коллектора к приемной выпускной трубе, отделите трубу от коллектора и снимите прокладку (рис. 3.42).
Рис. 3.42. Расположение гаек крепления приемной выпускной трубы к выпускному коллектору
Отверните гайки крепления выпускного коллектора к головке цилиндров и снимите коллектор и прокладку.
В некоторых случаях при отворачивании гаек крепления выпускного коллектора вывернутся шпильки из головки цилиндров, поэтому после снятия коллектора вверните их на место.
Если приемная выпускная труба будет опускаться вниз, убедитесь, что не будет поврежден провод датчика концентрации кислорода.
Выверните болт крепления направляющей трубки для указателя уровня моторного масла к головке цилиндров, затем переместите трубку вверх и снимите ее с двигателя (рис. 3.43). Снимите с трубки уплотнительное кольцо.
Рис. 3.43. Расположение болта крепления направляющей трубки для указателя уровня моторного масла к головке цилиндров
Отсоедините от головки цилиндров и переместите в сторону оставшиеся жгуты проводов, шланги и тросы, которые могут мешать снятию головки цилиндров.
В последовательности, обратной затягиванию (рис. 3.44), ослабьте болты Ribe крепления головки блока цилиндров на 1/2 оборота за каждый проход до полного отворачивания болтов. Снимите болты вместе с шайбами.
Рис. 3.44. Последовательность затягивания болтов крепления головки цилиндров
Снимите головку цилиндров вместе с впускным коллектором. Если головка сидит очень плотно на блоке цилиндров, вставьте во впускные каналы головки деревянные бруски и, используя их как рычаги, раскачайте головку цилиндров. Не пытайтесь сдвинуть в сторону головку цилиндров, так как она установлена на центрирующие втулки.
Снимите прокладку головки цилиндров и коллектора.
Подготовка к установке
Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте твердый деревянный или пластиковый скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Проверьте, чтобы нагар не попал в масляные и водяные каналы. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к компонентам двигателя. Липкой лентой заклейте все каналы и отверстия в блоке цилиндров под болты крепления головки. Также необходимо очистить верхние части поршней.
Для исключения попадания сажи в зазор между поршнями и стенками цилиндров, нанесите на зазор слой густой консистентной смазки и удалите ее после очистки поршней. Тщательно очистите внутренние поверхности цилиндров.
Проверьте привалочные поверхности головки и блока цилиндров двигателя на наличие дефектов. Незначительные повреждения устраняются механической обработкой.
Металлической линейкой и щупом проверьте плоскостность приваленных поверхностей.
Проверьте состояние болтов крепления головки цилиндров и особенно их резьбы. Вымойте болты в соответствующем растворителе и вытрите их насухо. Проверьте болты на наличие видимого износа или повреждений и, при необходимости, замените их. Измерьте длину каждого болта и убедитесь в отсутствии их растяжения.
Установка
Протрите привалочные поверхности головки и блока цилиндров.
Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров. Завинчивание болта в заполненные маслом отверстия может разорвать блок из-за гидравлического давления.
Извлеките новую прокладку головки цилиндров из герметичного пакета непосредственно перед ее установкой и исключите попадание на нее жира и масла. Без использования герметика установите прокладку на блок цилиндров так, чтобы надпись «ALTO» была направлена вверх. Проверьте, что все отверстия в прокладке совпали с отверстиями в блоке цилиндров.
Установите головку цилиндров на центрирующие втулки блока цилиндров.
Убедитесь, что болты крепления головки цилиндров очищены от грязи и не имеют дефектов. Особенно, если известно, что болты были удалены предварительно, желательно заменить все десять болтов в комплекте, что исключит риск срезания болтов при их затягивании.
Смажьте резьбу болтов тонким слоем моторного масла, аккуратно вставьте каждый болт в отверстия головки цилиндров и вверните их от руки.
Динамометрическим ключом постепенно в последовательности, показанной на рисунке 3.44, затяните все болты крепления головки цилиндров моментом 20 Нм, соответствующим стадии 1.
В той же последовательности затяните все болты крепления головки цилиндров моментом 40 Нм, соответствующим стадии 2.
В той же последовательности доверните болты на угол 90°, соответствующий стадии 3.
В той же последовательности доверните болты на угол 90°, соответствующий стадии 4.
Установите крышку головки цилиндров.
Установите выпускной коллектор с новой прокладкой и закрепите гайками, затянув их требуемым моментом.
Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию. Убедитесь, что электрические провода и шланги правильно проложены и надежно подсоединены.
Залейте в систему охлаждения охлаждающую жидкость и удалите из нее воздух.