Повышенный расход масла указывает на износ поршневых колец, направляющих втулок клапанов и маслоотражательных колпачков. Следует убедиться, что течи не являются причиной повышенного расхода масла, и только после этого делать вывод о непригодности поршневых колец и направляющих втулок клапанов. Чтобы определить вероятную причину неисправности, измерьте компрессию в цилиндрах двигателя. Проведите также испытания с помощью вакуумметра и определите характер показаний этого прибора.
Проверьте давление масла манометром, ввернутым на место датчика давления масла, и сравните результат проверки с нормативным значением. Если давление масла низкое, то причиной может быть износ коренных и шатунных подшипников или деталей масляного насоса.
Потеря мощности, провалы в работе двигателя, детонация или металлические стуки, повышенный шум от газораспределительного механизма, повышенный расход топлива указывают на необходимость проведения капитального ремонта, особенно, если все эти признаки ненормальной работы проявляются одновременно. Если выполнение всех регулировок не приводит к улучшению, то единственным средством устранения ненормальной работы двигателя является капитальный ремонт. Капитальный ремонт заключается в восстановлении деталей двигателя до состояния, указанного в технических данных для нового двигателя.
Во время капитального ремонта двигателя также выполняется ремонт таких агрегатов как стартер, генератор и распределитель зажигания. В результате отремонтированный двигатель должен обладать качествами нового агрегата и выдержать значительный пробег без отказов.
Перед началом капитального ремонта двигателя ознакомьтесь с описанием соответствующих процедур, чтобы сложилось впечатление от предстоящего объема работ и требований к ним. При соблюдении всех норм и правил, при наличии всех необходимых инструментов и приспособлений капитальный ремонт выполнить несложно, однако потребуются значительные затраты времени.
Разборка
Эта операция осуществляется после снятия силового агрегата с автомобиля и отсоединения коробки передач от двигателя.
Внимание! При разборке двигателя позаботьтесь о том, чтобы все детали в последующем можно было установить на свои первоначальные места.
При разборке очень важно соблюдать чистоту, чтобы не допустить загрязнения разобранных компонентов.
Прежде чем приступать к разборке, очистите двигатель снаружи при помощи керосина или, если двигатель сильно загрязнен, растворителем.
Когда детали сняты с двигателя, промойте их в керосине.
Никогда не погружайте в керосин детали, имеющие внутренние смазочные каналы. Подобные детали следует тщательно протереть тканью, смоченной в керосине. Смазочные каналы необходимо прочистить стальным проволочным тросом.
Снимите кожух и ведомый диск сцепления.
Снимите масляный фильтр.
Снимите правый кронштейн двигателя.
Снимите генератор и кронштейн.
Снимите верхний и нижний кожухи зубчатого ремня.
Снимите датчик давления масла.
Снимите направляющую трубку для указателя уровня масла.
Специальным ключом отверните трубопроводы высокого давления от форсунок, затем от топливного насоса высокого давления и снимите их.
Снимите пластмассовый кожух ремня привода насоса усилителя рулевого управления.
Ослабьте натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и снимите ремень.
Выверните болты и снимите насос усилителя рулевого управления.
Снимите кронштейн насоса.
Снимите крышку головки цилиндров.
Снимите впускной и выпускной коллекторы и прокладки.
Снимите шкив коленчатого вала.
Снимите шланг, соединяющий корпус термостата и водяной насос.
Снимите водяной насос и прокладку.
Снимите кронштейн опоры правого приводного вала.
Ослабьте гайку крепления шкива натяжного устройства.
Ослабьте натяжение и снимите зубчатый ремень привода газораспределительного механизма.
Снимите шкив натяжного устройства и натяжной ролик.
Заблокируйте от проворачивания шкив топливного насоса и отверните центральную гайку крепления шкива.
Специальным инструментом и двумя гаечными ключами снимите шкив с топливного насоса высокого давления (рис. 8.6).
Снимите шкив с распределительного вала.
Снимите внутренний кожух зубчатого ремня.
Снимите топливный насос высокого давления с задним кронштейном.
Снимите кронштейн топливного насоса высокого давления с теплообменником масло/охлаждающая жидкость.
Снимите приемную выхлопную трубу.
Снимите все топливные трубки.
Снимите корпус термостата.
Снимите вакуумный насос.
Снимите провод питания свечей накаливания и выверните свечи из головки цилиндров.
Снимите топливные форсунки и пламегасящие шайбы, при этом отметьте их установочное положение.
Снимите головку цилиндров и прокладку.
Заблокируйте маховик от проворачивания, отверните болт крепления шкива коленчатого вала и снимите шкив.
Примечание. Болт крепления шкива коленчатого вала имеет левую резьбу.
Выверните болты и снимите маховик.
Выверните болты и снимите масляный поддон.
Выверните болты и снимите маслозаборную трубку с сетчатым фильтром.
Выверните болты и снимите переднюю и заднюю крышки блока цилиндров.
При необходимости, отметьте положение нижних крышек шатунов и шатунов относительно блока цилиндров.
Отвинтите болты крепления нижних крышек шатунов и снимите крышки вместе с вкладышами.
Снимите вкладыши шатунных подшипников и проверьте их состояние. Если вкладыши могут использоваться повторно, расположите их так, чтобы при сборке двигателя их можно было установить на свои первоначальные места.
Извлеките из блока цилиндров поршни с шатунами.
Перед снятием крышек коренных подшипников коленчатого вала измерьте осевой люфт коленчатого вала.
Выверните болты и снимите крышки коренных подшипников коленчатого вала.
Снимите коленчатый вал.
Проверка и сборка
Чтобы добиться максимального срока службы двигателя после капитального ремонта при минимуме проблем, необходимо не только правильно собрать все детали, но все детали и компоненты должны быть безупречно чисты, все смазочные каналы должны быть чистыми, стопорные и пружинные шайбы установлены на место. Подшипники и другие детали, имеющие поверхности скольжения, необходимо во время сборки тщательно смазать.
Прежде чем приступать к сборке, замените на новые болты, шпильки и гайки, резьба которых повреждена. Также следует заменить на новые пружинные шайбы.
Во время установки следите за тем, чтобы детали устанавливались на прежние места. Также проверяйте направление установки деталей.
Перед установкой следует смазать рабочие кромки сальников.
Проверка блока цилиндров
После очистки блока цилиндров проверьте состояние гильз цилиндров. Проверьте наличие сколов и задиров на внутренних поверхностях цилиндров. Проверьте наличие буртика в верхней части цилиндра, буртик указывает на усиленный износ цилиндра.
Визуально проверьте наличие на блоке цилиндров трещин и следов коррозии. Проверьте состояние резьбы в отверстиях, отметьте места с сорванной резьбой. Если имелись подозрения на утечку охлаждающей жидкости внутри блока цилиндров, то блок необходимо испытать на герметичность, для чего целесообразно обратиться к специалисту. При обнаружении дефектов отремонтируйте блок (если это возможно), или замените.
Рис. 8.23. Блок цилиндров: 1 - блок цилиндров; 2 - задняя крышка; 3 - передняя крышка; 4 - прокладка; 5 - сальник; 6 - крышка
Индикатором стрелочного типа измерьте диаметры цилиндров. Диаметр цилиндра должен измеряться в трех плоскостях по высоте цилиндра (на расстоянии 10 мм от верхней части цилиндра, посередине и внизу цилиндра) в параллельном и перпендикулярном направлении по отношению к оси двигателя (рис. 8.24). Разность диаметров в верхней и нижней частях цилиндра не должна превышать предельно допустимое значение.
Рис. 8.24. Места и направления измерения диаметров цилиндров: 1, 2, 3 - места измерения конусности цилиндра; а и b - места измерения овальности цилиндра
Металлической линейкой и щупом в нескольких направлениях проверьте плоскостность привалочной поверхности блока цилиндров (рис. 8.25).
Рис. 8.25. Использование металлической линейки и щупа для проверки плоскостности привалочной поверхности блока цилиндров
Проверка коленчатого вала
Промойте коленчатый вал керосином или растворителем и просушите струей сжатого воздуха. Ершиком тщательно прочистите смазочные каналы внутри коленчатого вала.
Проверьте коренные и шатунные шейки коленчатого вала на наличие износа, коррозии и трещин.
Износ шатунной шейки характеризуется металлическими стуками при работе двигателя, особенно под нагрузкой с низкой частотой вращения коленчатого вала, и уменьшением давления масла.
Износ коренных шеек коленчатого вала характеризуется сильной вибрацией двигателя и металлическим стуком, увеличивающимся при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя, а также уменьшением давления масла.
Проверьте шероховатость шеек коленчатого вала, проведя по ним пальцем, не надавливая сильно. Любая шероховатость (которая проявляется одновременно с явными признаками износа коренных и шатунных подшипников) указывает на необходимость перешлифовки шеек коленчатого вала (если это возможно) или его замены.
Микрометром измерьте диаметр коренных и шатунных шеек коленчатого вала и сравните результаты с техническими данными. Измерение шеек проводите в нескольких точках, как по диаметру, так и по длине шейки, что позволит выявить овальность и конусность, если они присутствуют.
Проверьте состояние шеек коленчатого вала, уплотняемых сальниками. Если на этих шейках имеется глубокая канавка, образовавшаяся в месте рабочих кромок сальника, то проконсультируйтесь у специалиста, так как потребуется ремонт или замена коленчатого вала.
Проверка рабочего зазора коренного подшипника
Метод проверки рабочего зазора коренного подшипника состоит в том, чтобы использовать изделие, известное как Plastigauge. Это круглый пластмассовый стержень, который сжимается между вкладышем и шейкой коленчатого вала. После снятия крышки коренного подшипника деформированный пластиковый стержень измеряется специальным шаблоном, который имеется в комплекте Plastigauge. Процедура для использования Plastigauge следующая.
Отрежьте несколько кусочков пластикового стержня Plastigauge (они должны быть слегка короче, чем ширина коренных подшипников) и установите их на каждую шейку коленчатого вала.
Установите крышки подшипников с нижними вкладышами.
Затяните болты крепления крышек подшипников требуемым моментом. В процессе измерения зазора методом Plastigauge не вращайте коленчатый вал.
Выверните болты и снимите крышки подшипников с нижними вкладышами и к деформированному пластиковому стержню приложите масштабную линейку, напечатанную на упаковке. Сравнивая ширину деформированного пластикового стержня Plastigauge с контрольной шириной на масштабной линейке, определите величину зазора.
Если зазор отличается от рекомендуемого, то причиной может быть неправильный подбор вкладышей. Перед тем, как прийти к выводу о необходимости замены вкладышей убедитесь в том, что между крышками или блоком цилиндров и вкладышем при измерении отсутствовали грязь или масло. Если ширина деформированного стержня Plastigauge с одного края больше, то это указывает на конусность шейки.
В завершение ногтем или пластмассовым скребком тщательно очистите остатки материала Plastigauge с вкладышей и коленчатого вала.
Проверка осевого люфта коленчатого вала
Установите упорные полукольца с каждой стороны коренного подшипника №5, причем смазочные канавки должны быть направлены к коленчатому валу
Установите вкладыши коренных подшипников в блок цилиндров и смажьте рабочую поверхность каждого вкладыша чистым моторным маслом
Установите коленчатый вал в блок цилиндров.
Установите нижние вкладыши коренных подшипников в крышки подшипников и смажьте чистым моторным маслом.
Установите крышки на прежние места, ориентируясь по ранее нанесенным меткам и закрепите их болтами.
Проверьте осевой люфт коленчатого вала. Проверка осевого люфта проводится индикатором часового типа, кронштейн которого устанавливается на блоке цилиндров двигателя, а измерительный наконечник упирается^ торец коленчатого вала. Перемещая коленчатый вал от упора до упора вдоль оси, измерьте величину осевого люфта. Если люфт превышает норму, то потребуется замена упорных полуколец.
Рис. 8.26. коленчатый вал, поршни и шатуны: 1 - коленчатый вал; 2 - вкладыши коренных подшипников коленчатого вала; 3 - упорные полукольца; 4 - игольчатый подшипник; 5 - маховик; 6 - вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала; 7 - шатун; 8 - болт крепления крышки шатуна; 9 - втулка верхней головки шатуна; 10 - поршневой палец; 11 - стопорное кольцо; 12 - поршень; 13- верхнее компрессионное кольцо; 14 - второе компрессионное кольцо; 15 - маслосъемное кольцо
Проверка поршней и шатунов
Специальными пассатижами Fiat 1860183000 снимите с поршней поршневые кольца.
Снимите нагар с днищ поршней, поршневых колец и канавок для установки поршневых колец.
Снимите стопорные кольца и извлеките поршневые пальцы из поршней и шатунов.
Микрометром измерьте диаметры поршней.
Взвесьте поршни и определите разность их веса.
Измерьте диаметры поршневых пальцев и зазор между поршневым пальцем и отверстием в поршне.
Измерьте толщину поршневых колец. Установите поршневые кольца на поршень и щупом измерьте зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки в поршне.
Проверьте состояние втулок в верхних головках шатунов.
Проверьте зазоры в замках поршневых колец. Для проверки зазора в замке кольца снимите кольцо с поршня, вставьте его в гильзу цилиндра сверху и протолкните поршнем в среднюю часть рабочей зоны цилиндра. Щупом измерьте зазор в замке кольца.
Сборка поршней и шатунов
Смажьте отверстие в поршне, предназначенное для установки поршневого пальца.
Установите шатун в поршень, при этом метка на шатуне и крышке шатуна должна располагаться со стороны, противоположной выемкам для клапанов на днище поршня (рис. 8.27).
Рис. 8.27. При сборке поршня с шатуном метка на шатуне должна располагаться со стороны противоположной выемкам для клапанов на днище поршня
Смажьте поршневой палец и вставьте его в отверстия поршня и шатуна. Проверьте, что поршень плавно и легко поворачивается относительно шатуна, затем закрепите поршневой палец двумя стопорными кольцами.
Специальными пассатижами Fiat 1860183000 установите поршневые кольца на поршни.
Разведите замки поршневых колец под углом 120°, при этом ни один замок не должен совпадать с осью поршневого пальца.
Смажьте поршень и поршневые кольца моторным маслом.
Сборка двигателя
Протрите наружные части вкладышей коренных подшипников и места их установки в блоке цилиндров. Вставьте без смазки верхние вкладыши коренных подшипников в блок цилиндров. Очистите рабочие поверхности вкладышей коренных подшипников и смажьте их тонким слоем моторного масла.
Установите упорные полукольца регулировки осевого люфта коленчатого вала, при этом ребристые поверхности полуколец должны быть направлены к коленчатому валу.
Установите коленчатый вал.
Установите крышки с вкладышами коренных подшипников и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
Смажьте поршень и поршневые кольца моторным маслом.
Установите универсальное приспособление для сжатия поршневых колец и приготовьтесь к установке поршня в гильзу цилиндра.
Поршень устанавливайте с верхней стороны цилиндра, для чего осторожно, но сильно, постучите рукояткой молотка по поршню, чтобы установить поршень в гильзу цилиндра.
Установите вкладыши шатунных подшипников в шатун и крышку шатуна.
Проверьте радиальный зазор шатунных подшипников коленчатого вала таким же образом, как и коренных подшипников коленчатого вала.
Проверьте коленчатый вал на отсутствие повреждений, царапин и трещин.
Установите шатун на коленчатый вал, затем установите крышку шатуна так, чтобы метки на крышке и шатуне находились с одной стороны, и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом (рис. 8.28).
Рис. 8.28. Расположение таблички с маркировкой диаметров цилиндров и расположение меток на шатуне и крышке шатуна
Установите переднюю и заднюю крышки блока цилиндров с новыми сальниками.
Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно.
Установите маховик и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
Установите шкив коленчатого вала и закрепите болтом, затянув его требуемым моментом.
Примечание. Болт крепления шкива коленчатого вала имеет левую резьбу.
Индикатором стрелочного типа с кронштейном измерьте выступание поршней из цилиндров двигателя (рис. 8.17). Из четырех величин выступания поршней выберите самое большое значение. В зависимости от величины выступания поршней выберите прокладку головки цилиндров соответствующей толщины (рис. 8.18).
Установите новую прокладку головки цилиндров, центрируя ее по направляющим втулкам, при этом метка «Alto» на прокладке должна быть направлена к головке цилиндров.
Предупреждение! Прокладка головки цилиндров типа ASTRADUR изготовлена из специального материала, который полимеризуется и твердеет при работе двигателя.
Для обеспечения последующей полимеризации прокладки головки цилиндров типа ASTRADUR необходимо выполнять следующее:
- хранить прокладку в герметичном пакете;
- доставать прокладку из герметичного пакета непосредственно перед установкой на двигатель;
- исключить попадание на прокладку жира и смазочного материала;
- устанавливать прокладку на чистые привалочные поверхности головки и блока цилиндров.
Установите головку цилиндров на центрирующие втулки блока цилиндров.
Смажьте и вверните внутренние болты крепления головки цилиндров и затяните их в последовательности, показанной на рисунке 8.19.
Вверните и затяните требуемым моментом внешние болты крепления головки цилиндров.
Установите кронштейн топливного насоса высокого давления и теплообменник масло/охлаждающая жидкость.
Установите маслозаборную трубку с сетчатым фильтром.
Установите масляный поддон.
Установите свечи накаливания и подсоедините к ним провода.
Установите вакуумный насос.
Установите корпус термостата.
Установите топливный насос высокого давления.
Установите новые пламегасящие шайбы и форсунки, при этом лицевая выгнутая сторона шайбы должна быть направлена к форсунке.
Подсоедините к форсункам и топливному насосу высокого давления топливные трубки высокого давления и затяните соединительные гайки требуемым моментом.
Установите задний кронштейн топливного насоса высокого давления.
Установите внутренний кожух зубчатого ремня.
Установите шкив распределительного вала.
Установите шкив на топливный насос, специальным инструментом заблокируйте его от проворачивания, наверните и затяните требуемым моментом гайку крепления шкива.
Установите шкив натяжного устройства и натяжной ролик.
Установите зубчатый ремень привода газораспределительного механизма и отрегулируйте его натяжение.
Установите кронштейн опоры правого проводного вала.
Установите водяной насос и прокладку.
Установите трубку, соединяющую корпус термостата и водяной насос.
Установите кожухи зубчатого ремня.
Установите шкив коленчатого вала.
Установите впускной и выпускной коллекторы и прокладки.
Установите прокладку крышки головки цилиндров и крышку головки цилиндров.
Установите насос усилителя рулевого управления.
Установите и отрегулируйте натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления.
Установите пластмассовый кожух ремня привода насоса усилителя рулевого управления.
Установите направляющую трубку гл я указателя уровня масла и закрепите ее болтом.
Установите генератор.
Установите и отрегулируйте натяжение ремня привода генератора.
Установите правый кронштейн двигателя.
Установите масляный фильтр.
Установите диск сцепления.
Соедините коробку передач с двигателем.