Рис. 8.29. Элементы системы смазки: 1 - масляный поддон; 2 - прокладка; 3 - сливная пробка; 4 - трубка слива масла; 5 - крышка маслоналивной горловины; 6 - масляный фильтр; 7 - резьбовой штуцер крепления масляного фильтра; 8 - масляный насос; 9 - маслозаборная трубка с сетчатым фильтром; 10 - указатель уровня моторного масла; 11 - направляющая трубка для указателя уровня моторного масла
В автомобилях применяется система смазки двигателя под давлением. Масло из масляного поддона через сетчатый фильтр и фильтр тонкой очистки подается под давлением масляным насосом. Привод масляного насоса осуществляется непосредственно от коленчатого вала. Перепускной клапан в масляном насосе поддерживает необходимое давление в системе смазки двигателя. Если давление в системе смазки двигателя превышает определенный уровень, открывается перепускной клапан и часть масла стекает обратно в масляный поддон.
Проходя через масляный фильтр, очищенное масло поступает в главную масляную магистраль. В ней установлен датчик аварийного падения давления масла, который, включая контрольную лампу в комбинации приборов, сигнализирует о низком давлении масла. В масляном фильтре есть перепускной клапан, через который в случае сильного загрязнения фильтра неочищенное масло поступает сразу в масляную магистраль.
Из главной магистрали по каналам масло под давлением подается для смазки коренных подшипников коленчатого вала и далее через каналы в коленчатом валу к шатунным подшипникам.
По каналам масло подается к головке блока цилиндров для смазки подшипников распределительного вала.