Предупреждение: Пыль, образующаяся в результате износа накладок муфты сцепления и покрывающая детали муфты, может содержать асбест, который является опасным для здоровья. НЕ сдувайте ее сжатым воздухом и не вдыхайте пыль. НЕ используйте для смывания пыли бензин или иные растворители на основе бензина. Используйте очиститель тормозов или метиловый спирт для смывания пыли в подходящий сборник. Затем протрите детали муфты чистыми тряпками и уберите их в закрытый контейнер с соответствующей меткой.
На заметку: Большинство фрикционных материалов уже не содержат асбеста, но для безопасности считайте, что содержат и примите соответствующие меры предосторожности.
Снятие
1. Если не предполагается снимать двигатель и узлы трансмиссии для капитального ремонта (см. Главу 2С), доступ к муфте сцепления может быть обеспечен снятием коробки передач, как описано в Главе 7А.
2. Перед тем как начать разборку сцепления, отметьте фломастером взаимное расположение маховика и кожуха нажимного диска.
3. Действуя в диагональной последовательности, отверните поочередно болты кожуха нажимного диска, каждый раз отворачивая болт не более чем на пол-оборота, пока не ослабнет давление пружины, а болты можно будет вывернуть рукой (см. иллюстрацию).
6.3 Выкрутите болты (отмечены стрелками) нажимного диска
4. Снимите кожух нажимного диска с установочных штифтов и извлеките ведомый диск, запомнив его расположение.
Проверка
На заметку: Учитывая объем работы, которую необходимо выполнить при снятии и установке сцепления, обычно рекомендуется менять ведомый диск, нажимной диск и выжимной подшипник одновременно, даже если изношен или поврежден только один узел. Рекомендуется также превентивно менять детали муфты сцепления, если силовой агрегат снят для ремонта по другим причинам.
5. Перед тем как чистить детали муфты сцепления, прочтите предостережения, изложенные в начале данного подраздела; удалите пыль, пользуясь чистой сухой тканью и работая в хорошо проветриваемом помещении.
6. Проверьте, нет ли износа, повреждения или замасливания фрикционных накладок ведомого диска. Если на накладках имеются трещины, сколы или задиры, если они подгорели или повреждены, или на них имеются масляные загрязнения (в виде блестящих черных пятен), ведомый диск следует заменить.
7. Если накладки еще могут использоваться, проверьте, нет ли износа шлицов, в хорошем ли состоянии находятся пружины демпфера и надежно ли они закреплены, все ли заклепки фрикционных накладок диска находятся на своих местах. При обнаружении износа или дефектов ведомый диск также необходимо заменить.
8. Если фрикционные накладки загрязнены маслом, необходимо осмотреть манжеты и другие масляные уплотнения. Подтекать может левый сальник коленчатого вала, соединение поддона с картером или сальник первичного вала коробки передач. Перед тем, как устанавливать новый ведомый диск, необходимо заменить дефектное уплотнение (см. соответствующую часть Главы 2 или 7).
9. Проверьте, нет ли выраженного износа или повреждения нажимного диска; потрясите его, чтобы проверить, не ослабли ли заклепки или не износились или повредились опорные кольца. Убедитесь в том, что на приводных планках, крепящих нажимной диск к кожуху, отсутствуют следы перегрева (темно-желтого или синего цвета). Если изношена или повреждена диафрагменная пружина или уменьшилось ее усилие, необходимо заменить узел нажимного диска целиком.
10. Осмотрите рабочие поверхности подшипников нажимного диска и маховика; они должны быть чистыми, плоскими и на них не должно быть царапин или задиров. Если на любом из них обнаружатся борозды или трещины от перегрева, то такой узел должен быть заменен. Небольшие повреждения иногда можно устранить шлифовальной шкуркой.
11. Убедитесь в том, что выжимной подшипник вращается легко и плавно, без шума и заеданий. Убедитесь в том, что его поверхность гладкая, не стертая, без следов растрескивания, задиров и точечной коррозии. Если состояние подшипника внушает опасения, его следует заменить.
Установка
12. Перед установкой промойте и просушите рабочие поверхности маховика и нажимного диска. Перед установкой новых деталей смойте с них защитную смазку подходящим растворителем.
13. Установите ведомый диск так, чтобы пружины демпфера находились на стороне, обратной к маховику; на диск могут быть нанесены метки, указывающие его ориентацию (см. иллюстрацию).
6.13 Установите ведомый диск так, чтобы пружины демпфера находились на стороне, обратной к маховику
14. Установите узел нажимного диска, совместив метки, сделанные при разборке (если устанавливается старый диск), и наденьте его на установочные штифты. Вверните болты нажимного диска, но затяните их только слегка, чтобы диск мог двигаться.
15. Теперь следует выполнить центровку ведомого диска так, чтобы при установке коробки передач шлицы первичного вала вошли в шлицы центральной ступицы диска.
16. Центровку можно выполнить, вставив круглый стержень или длинную отвертку через отверстие в центре
ведомого диска в отверстие на торце коленчатого вала. Перемещая стержень, можно сдвигать ведомый диск, чтобы добиться его центровки. Можно воспользоваться специальной центровочной оправкой, которую можно найти в магазинах автомобильных принадлежностей (см. иллюстрацию).
6.16 Воспользуйтесь центровочной оправкой для центровки ведомого диска