Гидравлическая система привода тормозов разделяется на два контура. Благодаря этому при выходе из строя одного тормозного контура, к примеру, из-за неплотности, автомобиль можно остановить с помощью другого контура. Давление в обоих тормозных контурах создается в двойном главном тормозном цилиндре под действием тормозной педали.
Регулятор тормозного усилия на заднем мосту не нужен, так как распределение тормозного усилия осуществляется с помощью ABS (антиблокировочной системы тормоза).
Бачок для тормозной жидкости находится в моторном отсеке с левой стороны под корпусом воздушного фильтра салона и обеспечивает всю тормозную систему тормозной жидкостью.
Усилитель тормозов у бензиновых двигателей использует часть вакуума, создаваемого во впускном коллекторе. Через клапан тормозное усилие от педали усиливается под действием вакуума (разрежения). Так как на дизельном двигателе разрежение слабое, необходимое для работы усилителя тормозов разрежение (вакуум) создается с помощью вакуумного насоса, установленного на фланце на головке блока цилиндров.
Некоторые модели оснащены гидравлическим усилителем тормозов с регулятором.
Все дисковые тормоза оснащены так называемыми плавающими суппортами (скобами). Это значит, что в каждом суппорте при торможении тормозные колодки прижимаются к тормозному диску одним поршнем.
Тормозной суппорт изготовлен из легированного легкого сплава. Благодаря этому детали тормозной системы легкие и обеспечивают хороший отвод тепла, что препятствует так называемому эффекту FADING, заключающемуся в снижении эффективности тормозов из-за нагрева тормозных колодок и других деталей тормозов.
На левом переднем и правом заднем колесах имеется по одному датчику износа тормозных колодок.
Стояночный (ручной) тормоз приводится в действие тросом и действует на задние колеса. Так как дисковые тормоза не очень хорошо подходят в качестве стояночных тормозов, то на задних колесах имеются дополнительно два барабанных тормоза, которые встроены в тормозные диски. Барабанные тормоза приводятся в действие только с помощью рычага стояночного тормоза.
При очистке тормозной системы удаляется пыль от работы колодок. Эта пыль очень вредна для здоровья, и ее нельзя вдыхать.
Рекомендуется использовать тормозные колодки, сертифицированные фирмой BMW и допущенные к использованию на описываемых моделях.
При работах с тормозной системой необходимо соблюдать идеальную чистоту и иметь опыт работы с тормозами. Если такого опыта нет, то лучше произвести эти работы в мастерской.
Слитую из системы тормозную жидкость нельзя сливать в бытовую канализацию, следует пользоваться только специальными емкостями.
Внимание: На мокрой дороге нужно время от времени пользоваться тормозами, чтобы освободить тормозные диски от отложений. Хотя в движении под действием центробежной силы вода отбрасывается с тормозных дисков, на них остается тонкая пленка из силикона, смол, смазки и грязи, которая уменьшает эффективность торможения.
Элементы тормозной системы: 1 - гидравлический агрегат ABS; 2 - главный тормозной цилиндр; 3 и 4 - два контура тормозной системы.
Система ABS
Антиблокировочная система тормозов (ABS) состоит из электрогидравлического узла со встроенным электронным блоком управления, контрольной лампы ABS и датчиков числа оборотов с шестернями на всех колесах.
ABS препятствует блокировке колес при резком торможении. Благодаря этому при торможении автомобиль остается управляемым. Работа ABS ощущается водителем по пульсациям тормозной педали и по шуму работы электрогидравлического узла в моторном отсеке.
Предохранительная схема в электронном блоке управления обеспечивает, что ABS при отказе (например, из-за обрыва провода) или при понижении напряжения АБ (т. е. меньше 10,5 В) отключается самостоятельно, что определяется по загоранию контрольной лампы ABS на панели приборов. При этом обычная тормозная система остается в действии. В этом случае автомобиль тормозит так, как делал бы это без системы ABS.
После включения зажигания система ABS самостоятельно контролирует наличие неисправностей. Примерно через 3 секунды контрольная лампа ABS на панели приборов должна погаснуть. Если контрольная лампа горит дольше или в движении, то нужно сделать следующее.
Остановиться на короткое время, заглушить двигатель и снова завести его.
Проверить напряжение АБ. Если оно меньше 10,5 В, то зарядить АБ. Проверить, плотно ли затянуты зажимы проводов на контактах АБ и надежные ли контакты.
Поднять и подпереть автомобиль, снять колеса, проверить электрические провода к датчикам числа оборотов на целостность. Другие проверки ABS нужно производить в мастерской, в которой имеется специальное оборудование для диагностики неисправностей.
Внимание: Перед проведением электросварочных работ нужно отсоединить штекер от блока управления ABS при включенном зажигании. При проведении окрасочных работ нельзя нагревать блок управления до температуры более 85°С.
Система ASC+T
Система ASC+T (автоматическое управление стабильностью и тягой) препятствует пробуксовке задних колес (ведущих) колес при разгоне, например, на мокрой дороге, когда пробуксовывающее колесо передает меньшее тяговое усилие. Блок управления системой встроен в блок управления ABS.
Число оборотов колеса поступает на блок управления от датчиков на колесах, которые используются для работы системы ABS. Если одно из задних колес стремится к пробуксовке, то блок управления DME (цифровая электроника двигателя - система управления двигателем) получает эту информацию от блока управления системами ABS/ASC+T. Затем блок DME уменьшает мощность двигателя путем управления работой форсунок и возможно воздействие на момент зажигания. Эти регулировки действуют так же, как было бы, если бы водитель отпустил педаль «газа». Мощность двигателя на короткое время снижается, и колеса восстанавливают свое сцепление с дорогой. Если это не получается, то в работу вступает система «Т» (трэкшн-контроль), и она подтормаживает пробуксовывающие ведущие колеса. Срабатывание системы ASC+T определяется по миганию контрольной лампы.
В систему встроена регулировка крутящего момента двигателя. Она препятствует кратковременной блокировке ведущих колес на скользкой дороге из-за тормозящего действия двигателя.
До скорости 40 км/ч система «трэкшн-контроль» (Т) может включать блокировку дифференциала. Так как левое и правое колесо тормозятся независимо друг от друга, система ASC+T действует как блокировка дифференциала, которая срабатывает почти на 100%.
Система ASC+T распознает возникающие неисправности самостоятельно. После включения зажигания контрольная лампа на короткое время загорается, а затем гаснет.
Если лампа не гаснет или загорается в движении, то это указывает на наличие неисправности. Автомобиль при этом может двигаться дальше, но система ASC+T работать не будет. При движении с использованием цепей противоскольжения, по глубокому снегу или при выезде из грязи рекомендуется отключать систему ASC+T с помощью выключателя на центральной консоли. При новом включении системы с помощью выключателя или при следующем запуске двигателя система будет включена снова.
Технические данные тормозной системы
Элементы переднего тормозного суппорта: 1 - тормозной суппорт; 2 - крепление (скоба); 3 - болт, момент затяжки 11 Нм; 4 - пылезащитный колпачок; 5 - клапан для удаления воздуха; 6 - направляющий болт; 7 - защитная заглушка; 8 - пружина крепления; 9 - датчик износа; 10 - держатель датчика износа тормозной колодки; 11 - набор манжет суппорта; 12 - ремонтный набор направляющей втулки; 13 - тормозные колодки (без асбеста).