1. Торцовым ключом на 17 мм отворачиваем болт крепления кронштейна опоры силового агрегата.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373312.jpg)
2. Накидным ключом на 17 мм отворачиваем две гайки крепления задней крышки картера коробки передач.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373313.jpg)
3. Снимаем кронштейн картера коробки передач.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373314.jpg)
4. Снимаем с коробки передач, установленные на ней детали привода выключения сцепления (см. "Элементы привода выключения сцепления, установленные в картере - снятие и установка").
5. Снимаем с коробки передач датчик скорости (см. "Датчик скорости автомобиля - проверка и замена").
6. Снимаем датчик включения света заднего хода (см. "Выключатель фонарей заднего хода - снятие и установка").
7. Вынимаем резиновую заглушку из окна картера сцепления.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373315.jpg)
8. Ключом на 10 мм отворачиваем гайку крепления привода датчика скорости автомобиля.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373316.jpg)
9. Извлекаем привод датчика скорости из отверстия картера коробки передач.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373317.jpg)
10. Для удобства разборки выворачиваем шпильку крепления картера коробки передач к блоку цилиндров двигателя, вращая ее за две законтренные гайки, либо шпильковертом.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373318.jpg)
11. Торцовым ключом на 13 мм с глубокой головкой отворачиваем оставшиеся четыре гайки крепления задней крышки картера коробки передач (две гайки были отвернуты при снятии кронштейна опоры силового агрегата).
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373319.jpg)
12. Слегка постукивая по приливу крышки молотком с резиновым бойком, или обычным молотком через деревянный брусок, отделяем крышку от картера коробки передач.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373320.jpg)
13. Снимаем крышку коробки передач.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373321.jpg)
14. Не поворачивая шарнир, утапливаем его, включая третью передачу.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373322.jpg)
15. Ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления вилки пятой передачи к штоку.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373323.jpg)
16. Слегка постукивая по вилке молотком с резиновым бойком, опускаем ее вниз, включая пятую передачу.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373324.jpg)
17. С помощью кернера или бородка распрямляем замятые кромки гаек первичного...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373325.jpg)
...и вторичного валов коробки передач.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373326.jpg)
18. Торцовым ключом на 32 мм с длинным воротком отворачиваем гайки обоих валов.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373327.jpg)
19. Поддев отверткой, снимаем со вторичного вала шестерню пятой передачи вместе с блокирующим кольцом синхронизатора, муфтой и вилкой.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373328.jpg)
20. Разбираем узел.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373329.jpg)
21. Снимаем со вторичного вала коробки передач втулку шестерни пятой передачи.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373330.jpg)
22. Поддев отверткой шестерню...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373331.jpg)
...снимаем с первичного вала коробки передач ведущую шестерню пятой передачи.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373332.jpg)
23. Ударной отверткой или воротком с крестовым наконечником, отворачиваем четыре винта крепления упорной пластины.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373333.jpg)
24. Снимаем упорную пластину.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373334.jpg)
25. Снимаем со вторичного вала коробки передач упорную шайбу.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373335.jpg)
26. Разжимными щипцами, снимаем стопорные кольца подшипников первичного...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373336.jpg)
...и вторичного валов коробки передач.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373337.jpg)
27. Ключом на 13 мм отворачиваем пробку фиксатора штока пятой передачи.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373338.jpg)
28. Вынимаем пружину.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373339.jpg)
29. Магнитом извлекаем из канала шарик фиксатора (можно воспользоваться также тонкой пластиковой трубочкой, создавая в ней разрежение резиновой грушей).
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373340.jpg)
30. Аналогичным образом снимаем детали фиксаторов двух других штоков.
31. Ключом на 13 мм отворачиваем пробку фиксатора передачи заднего хода.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373341.jpg)
32. Снимаем уплотнительную шайбу пробки фиксатора передачи заднего хода.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373342.jpg)
33. Извлекаем из отверстия пружину...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373343.jpg)
...и шарик.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373344.jpg)
34. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем 13 гаек...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373345.jpg)
...и один болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373346.jpg)
35. Двумя монтажными лопатками разъединяем картеры коробки передач и сцепления.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373347.jpg)
36. Снимаем картер коробки передач.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373348.jpg)
37. Ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления вилки включения первой-второй передач на штоке.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373349.jpg)
38. Снимаем шток и вилку включения первой-второй передач.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373350.jpg)
39. Ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления вилки включения третьей-четвертой передач к штоку.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373351.jpg)
40. Выводим рычаг штока вилки включения третьей-четвертой передач из зацепления с рычагом механизма выбора передач.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373352.jpg)
41. Снимаем вилку включения третьей-четвертой передач со штоком.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373353.jpg)
42. Снимаем шток вилки включения пятой передачи.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373354.jpg)
43. Вынимаем ось шестерни передачи заднего хода.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373355.jpg)
44. Наклонив, выводим шестерню передачи заднего хода из зацепления с рычагом механизма выбора передач и снимаем ее.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373356.jpg)
45. Одновременно снимаем первичный и вторичный валы.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373357.jpg)
46. Вынимаем из картера коробки передач шестерню главной передачи с дифференциалом.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373358.jpg)
47. Ключом на 10 мм отворачиваем три болта крепления механизма выбора передач.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373359.jpg)
48. Этот болт длиннее остальных.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373360.jpg)
49. Снимаем механизм выбора передач.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373361.jpg)
50. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем болт крепления рычага штока механизма выбора передач.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373362.jpg)
51. Болт с конусным наконечником установлен на фиксатор резьбы.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373363.jpg)
52. Снимаем рычаг механизма выбора передач со штока.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373364.jpg)
53. Поддев отверткой, снимаем с отбортовки кромку защитного чехла.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373365.jpg)
54. Выводим шток механизма выбора передач из картера коробки передач.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373366.jpg)
55. Чтобы при выпрессовке подшипников не потерять магнит, вынимаем его из посадочного места.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373367.jpg)
56. Очищаем магнит от металлических частиц.
Предупреждение. Если подшипники коробки передач исправны, не выпрессовывайте их наружные кольца из гнезд картеров.
57. Упираем выколотку в наружное кольцо подшипника в зоне выемки, выполненной в его посадочном месте. Нанося легкие удары молотком по выколотке выпрессовываем...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373368.jpg)
...и снимаем наружное кольцо роликового подшипника первичного вала из гнезда картера сцепления.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373369.jpg)
58. Специальным съемником с тонким упорным винтом...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373370.jpg)
...или поддев мощной отверткой выпрессовываем...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373371.jpg)
...и вынимаем из гнезда картера сцепления наружное кольцо роликового подшипника вторичного вала.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373372.jpg)
59. Извлекаем маслосборник.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/113/373373.jpg)
Перед установкой смазываем сальник штока механизма выбора передач чистым трансмиссионным маслом и запрессовываем его торцевой головкой подходящего размера.