Для начала — несколько технических советов. Прежде всего приучите себя тщательно соединять прицеп с автомобилем и почаще контролировать надежность сцепки в пути. Перед поездкой всякий раз следует проверить давление в шинах, повысив его на 0,2—0,4 атм по сравнению с обычным на задних колесах автомобиля. Давление в шинах прицепов в зависимости от их конструкции колеблется от 1,4 до 2,3 атм, поэтому внимательно прочитайте, что говорит по этому поводу инструкция к прицепу, который вы приобрели. Проследите, чтобы одинаковое давление было в шинах с левой и правой стороны автопоезда. Так удастся избежать не только .повышенного износа резины, но, что гораздо важнее, обеспечит более устойчивое движение и автомобиля и прицепа. Если буксируется прицеп-дача, то зеркала заднего вида положено установить по обеим сторонам автомобиля. Не пренебрегайте страховочным тросом или цепью.
Существенное значение для безопасного вождения прицепа имеет надежность тягово-сцепного устройства. Правила дорожного движения запрещают дальнейшее движение с неисправным сцепным устройством. Тягово-сцепное устройство фирмы «Трейлер» единственное, прошедшее в Госстандарте России сертификацию, и с «АвтоВАЗом» согласованы места крепления устройства к «Десятке».
Груз в прицепе надежно размещают и крепят по возможности ближе к переднему борту, в этом случае на сцепное устройство действует дополнительная прижимающая сила. В открытых прицепах он должен как можно меньше выступать над бортами: ведь чем выше центр тяжести, тем больше вероятность того, что на поворотах прицеп может опрокинуться. Низкая и обтекаемая укладка груза в открытом прицепе, плотная обтяжка его прорезиненным брезентом способствуют и экономии бензина. Наконец, перед началом движения следует проверить на прицепе техническое состояние и работоспособность указателей поворотов и стоп-сигналов.
Теперь о самой езде. Динамика движения автопоезда значительно меняется. Он дольше разгоняется и медленнее останавливается, что объясняется возрастанием общей массы транспортного средства (на 300—600 кг). Отсюда вытекает иная тактика вождения, чем при управлении одиночным автомобилем: все делать с большим запасом пространства и времени. Не стоит, скажем, обгонять автомобили, следующие со скоростью 60 км/ч и более. Ведь на обычных дорогах предел скорости автомобиля с прицепом — 70 км/ч, а поэтому маневр может слишком затянуться и привести к опасной ситуации. Кроме того, при обгонах возвращаться в свой ряд нужно намного позже, чем на одиночном автомобиле, и более плавно, убедившись через зеркало заднего вида, что это безопасно и не создает помех обгоняемому.
Экстренное торможение поезда протекает на несколько секунд дольше обычного, поэтому во всех случаях увеличивайте дистанцию в потоке минимум на 15—20 м.
Перед затяжным подъемом заранее переходите на пониженную передачу, избегая переключений на самом подъеме. На спуске тормозите двигателем, не давая разгонять автомобиль подталкивающему сзади прицепу.
Со встречными трейлерами и крупногабаритными машинами, автобусами оставляйте интервал при разъездах побольше, иначе воздушный поток от них может повлиять на устойчивость вашего автопоезда. По этой же причине будьте начеку при сильном боковом ветре, больше всего на мостах и путепроводах, особенно если прицеп имеет большую боковую поверхность, как, например, прицеп-дача.
При маневрах на перекрестках дорог следует учитывать смещение прицепа в сторону поворота, поэтому при правом — автомобиль сначала ведут ближе к левой стороне движения и поворачивают рулевое колесо в тот момент, когда задние колеса автомобиля кажутся примерно у границы проезжей части пересекаемой дороги. При левом повороте — наоборот: автомобиль направляют ближе к правой стороне полосы движения, а рулевое колесо поворачивают только после того, как автомобиль примерно подойдет к осевой линии пересечения.
Если прицеп начинает «болтать», обязательно остановитесь и проверьте, не сместился ли груз из-за того, что ослабло крепление, не изменилось ли давление в шинах прицепа и автомобиля, каково состояние подвески. Не старайтесь в этих случаях растянуть автопоезд увеличением скорости, такой прием малоэффективен и может только усугубить положение.
Перед началом движения задним ходом, особенно прицепом-дачей, обязательно обойдите его со всех сторон и убедитесь в безопасности маневра. Если вы хотите, чтобы при этом прицеп повернул налево, то рулевое колесо необходимо повернуть в ту же сторону, и только после того, как он двинулся, вращать руль обратно, контролируя движение, обернувшись через правое плечо.
В общем-то, специфики в управлении автомобилем с прицепом не так уж много, главное — ни на секунду не забывайте, что сзади автомобиля есть еще и прицеп, и учитывайте это, принимая любое решение.
Для буксирования автомобиля закрепляйте трос только в предназначенные для этой цели передней и задней проушинах.
На буксируемом автомобиле должно быть включено, зажигание в положении 1, включена аварийная сигнализация или сзади должен быть прикреплен знак аварийной остановки. Можно в нем перевозить пассажиров. Водитель должен быть очень внимательным, тормозная система исправной и эффективной.
На буксирующем автомобиле должен быть включен ближний свет фонарей или противотуманные фары. При такой сцепке буксирный трос должен быть не менее 4 и не более 6 метров и на нем должно быть не менее 2 красных флажков. Буксирование автомобиля водитель должен осуществлять плавно, без рывков, тормозить тоже более плавно, при поворотах учитывать и траекторию буксируемого автомобиля, резко не вращать рулевым колесом.