Основными компонентами системы зажигания являются катушки зажигания (с встроенными выходными каскадами мощности и высоковольтными колпачками), свечи зажигания и датчики детонации. Система зажигания находится под полным управлением и контролем модуля управления двигателем (ЕСМ), поэтому многие датчики, используемые этим модулем для работы других систем, влияют также и на работу системы зажигания. Работа системы происходит следующим образом.
Модуль ЕСМ вычисляет скорость вращения коленвала, по сигналам индуктивного датчика, мимо сердечника которого при вращении коленвала проходят высверленные по периферии маховика отверстия. При этом в датчике наводится ЭДС, импульсная составляющая которой и используется модулем управления для определения скорости вращения коленвала. Помимо этого, в серии отверстий одно — пропущено, промежуток между отверстиями соответственно вдвое больше остальных, что позволяет по отсутствию одного импульса определять фазу коленвала, т.е. положение ВМТ первого цилиндра (как, впрочем, и остальных). Сигнал датчика положения распредвала дополняет полученную информацию, что позволяет модулю определить не только положение поршня в цилиндре, но и такт его работы (например, такт сжатия).
Информация о нагрузке на двигатель поступает в модуль управления от датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) и датчика абсолютного давления (вернее, разрежения) на впуске (некоторые модели). Нагрузка на двигатель определяется по расчетам количества воздуха, поступающего в него. Дополняет картину информация от датчиков детонации (один датчик — двигатели без турбонаддува и два — двигатели с турбонаддувом). Эти датчики чувствительны к вибрации, определяют стуки, появляющиеся при начале возникновения детонации в двигателе. Дополнительную информацию в модуль поставляют датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик положения педали акселератора, датчик скорости движения, датчик включенного режима АКПП (если таковая установлена) и датчик включения компрессора кондиционера (означающего дополнительную нагрузку на двигатель).
По постоянно изменяющимся условиям и, соответственно, сигналам датчиков ЕСМ определяет и, при необходимости, изменяет момент зажигания исходя из рабочей области характеристик, заложенной в памяти модуля.
Определив необходимый момент зажигания, модуль посылает сигнал в силовой каскад, который является электронным ключом, управляющим током через первичные обмотки катушек зажигания. Прерываясь в цепи первичной обмотки, ток наводит во вторичной обмотке импульс высокого напряжения. Это высокое напряжение через встроенный наконечник поступает к свече зажигания. Каждая свеча снабжена своей отдельной катушкой зажигания, установленной непосредственно на ней и связанной электрической цепью с модулем управления ЕСМ.
Если в системе появится неисправность по причине потери сигнала от одного из датчиков, система перейдет на запасную программу работы, т.н. «ползком домой». Это позволит двигателю работать и двигаться автомобилю, хотя и с меньшей эффективностью. На панели приборов при этом загорится предупреждающая лампочка «Check Engine», сильно увеличатся вредные выбросы в атмосферу из выхлопной трубы.
Для облегчения поиска неисправностей система зажигания оборудована встроенной диагностикой. Для ее использования к диагностическому разъему необходимо подключить считыватель кодов неисправности (сканер). Диагностический разъем расположен на лицевой панели с водительской стороны, над педальным узлом (см. рис.).
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449968.jpg)
Рис. 1. Потяните за пластиковую крышку, чтобы получить доступ к диагностическому разъему