2. (2С, 2С-Т, 3S-FE) Снимите масляные форсунки.
3. Проверьте величину осевого зазора шатунного подшипника часовым индикатором, перемещая шатун вперед-назад по шатунной шейке коленчатого вала.
- Стандартный осевой зазор:
- двигатели серии А — 0,15-0,250 мм
- двигатели серии С — 0,08-0,300 мм
- двигатели серии S — 0,16-0,312 мм
- двигатели серии Е — 0,15-0,350 мм
- Максимальный осевой зазор:
- двигатели серии А — 0,30 мм
- двигатели серии С — 0,40 мм
- двигатели серии S — 0,35 мм
- двигатели серии Е — 0,45 мм
Если осевой зазор больше максимально допустимого, замените шатун в сборе. При необходимости замените коленчатый вал.
4. Снимите крышку шатуна и проверь-те радиальный зазор шатунного подшипника.
- а) Проверьте совмещение меток на шатуне и крышке шатуна, чтобы обеспечить в последующем правильность сборки.
Если метки отсутствуют, то керном нанесите их на крышки и на шатуны.
- б) Отверните две гайки (болты 7А-FE) крепления нижней крышки шатуна.
- в) Молотком с пластиковой головкой слегка постучите по шатунным болтам и освободите нижнюю крышку шатуна.
Примечание: нижняя половина вкладыша должна остаться в крышке шатуна.
- г) Наденьте на выступающие концы болтов кусочки шланга для предотвращения повреждения поверхности шатунной шейки.
- д) Очистите шатунную шейку и вкладыши.
- е) Проверьте поверхности шатунной шейки и вкладыша на предмет наличия точечной коррозии и царапин. При наличии рисок и задиров замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте шейки или замените коленчатый вал.
Примечание: не перепутайте верхний и нижний вкладыши подшипников.
- ж) Установите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения поперек шатунной шейки.
- з) Установите нижнюю крышку шатуна, совместив установочные метки.
- Момент затяжки:
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE и 7A-FE
- 1- й этап — 27 Нм
- 2- й этап — повернуть на 900
- 2С, 2С-Т, 3S-GE — 66 Нм
- 5E-FE — 39 Нм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE и 7A-FE
Примечание:
- Не вращайте коленчатый вал.
- Нанесите немного масла на резьбу болтов и под гайки (под головки болтов 7A-FE) перед их установкой.
- и) Снимите нижнюю крышку шатуна, отвернув гайки (болты 7A-FE).
- к) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину зазора шатунного вкладыша.
Зазор шатунного вкладыша:
- Двигатель 2С:
- номинальный — 0,044-0,072 мм
- ремонтный (0,25) — 0,035-0,081 мм
- максимальный — 0,10 мм
- Двигатель 2С-Т:
- номинальный — 0,042-0,066 мм
- ремонтный (0,25) — 0,043-0,089 мм
- максимальный — 0,10 мм
- Двигатели 3S-FE, 4S-FE, 3S-GE:
- номинальный — 0,024-0,055 мм
- ремонтный (0,25) — 0,023-0,069 мм
- максимальный — 0,08 мм
- Двигатели 4A-FE, 7A-FE:
- номинальный — 0,020-0,051 мм
- ремонтный (0,25) — 0,019-0,065 мм
- максимальный — 0,08 мм
- Двигатель 5E,FE:
- номинальный — 0,016-0,048 мм
- ремонтный (0,25) — 0,015-0,058 мм
- максимальный — 0,08 мм
Если зазор больше максимального, замените подшипники. При необходимости прошлифуйте или замените коленчатый вал.
Примечание: при замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыши одной размерной группы, указанной на крышке подшипника.
Существуют размерные группы вкладышей, обозначенных "1", "2", "3" для двигателей 2С, 3S-FE, 4S-FE, 3S- GE, 4A-FE, 5E-FE, 7A-FE и "2", "3", "4", "5", соответственно для двигателя 2С-Т.
При этом выступ (метка «перед») на крышке шатуна должен быть направлен к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).
Номинальные размеры вкладышей по их толщине:
- Двигатели 4A-FE, 7A-FE:
- метка "1" — 1,486-1,490 мм
- метка "2" — 1,490-1,494 мм
- метка "3" — 1,494-1,498 мм
- ремонтный (0,25) — 1,607-1,613 мм
- Двигатели 2С, 2С-Т:
- метка "1" — 1,474-1,478 мм
- метка "2" — 1,478-1,482 мм
- метка "3" — 1,482 - 1,485 мм
- только 2С-Т:
- метка "4" — 1,485-1,489 мм
- метка "5" — 1,489-1,493 мм
- Двигатели 3S-FE, 3S-GE, 4S-FE:
- метка "1" — 1,484-1,488 мм
- метка "2" — 1,488-1,492 мм
- метка "3" — 1,492-1,496 мм
- Двигатель 5E-FE:
- метка "1" — 1,487-1,491 мм
- метка "2" — 1,491-1,495 мм
- метка "3" — 1,495-1,499 мм
- ремонтный (0,25) — 1,609-1,615 мм
- л) Удалите остатки калибровочной проволоки с рабочих поверхностей шейки и вкладыша.
5. Снимите поршень и шатун а сборе.
- а) Развёрткой удалите нагар с верхней части цилиндра, как показано на рисунке.
- б) Закройте шатунные болты отрезками шлангов для предохранения коленчатого вала от повреждения
- в) Извлеките поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем подшипника через верхнюю часть блока цилиндров.
Примечание:
- Держите подшипники, шатун и крышку вместе.
- Расположите поршни в сборе с шатунами и вкладышами в определённом порядке
6. Индикатором измерьте осевой зазор коленчатого вала, перемещая последний "назад- вперёд" с помощью отвертки.
Стандартный осевой зазор:
- 3S-FE, 4S-FE, 3S-GE, 4A-FE, 7A-FE — 0,020-0,022 мм
- 2С, 2С-Т — 0,040-0,240 мм
- 5E-FE — 0,020-0,200 мм
- Максимальный осевой зазор — 0,3 мм
Если осевой зазор больше максимально допустимого, замените упорные полукольца.
Толщина упорных полуколец:
- 3S-FE, 4S-FE, 3S-GE 4A-FE, 7A-FE — 2,440-2,490 мм
- 2С, 2С-Т:
- номинальная — 2,680-2,730 мм
- ремонтная (0,125) — 2,743-2,793 мм
- ремонтная (0,250) — 2,805-2,855 мм
- 5E-FE:
- номинальная — 2,430-2,480 мм
- ремонтная (0.125) — 2,493-2,543 мм
7. Снимите крышки коренных подшипников и проверьте радиальные масляные зазоры.
- а) Равномерно ослабьте и отверните болты крышек коренных подшипников за несколько проходов, как показано на рисунке.
- б) Покачивая вывернутые болты в отверстиях крышек коренных подшипников, отделите и снимите крышки вместе с нижними вкладышами и нижними упорными полукольцами (последние установлены только в зоне коренного подшипника №3).
Примечание:
- Держите крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами.
- Расположите крышки коренных подшипников и упорные полукольца в определённом порядке.
- в) Поднимите коленчатый вал.
Примечание: оставьте верхние вкладыши подшипников и верхние упорные полукольца в блоке цилиндров.
- г) Очистите каждую коренную шейку и вкладыши.
- д) Проверьте поверхность каждой коренной шейки и вкладышей на предмет наличия точечной коррозии и царапин.
- Если шейка или вкладыш повреждены, замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте или замените коленчатый вал.
- е) Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.
- ж) Положите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения на каждую коренную шейку.
- з) Установите крышки коренных подшипников и затяните болты в указанной на рисунке последовательности.
- Момент затяжки:
- 3S-FE, 4S-FE, 3S-GE, 4A-FE, 7A-FE — 59 Нм
- 2С, 2С-Т — 103 Нм
- 5E-FE — 57 Нм
Примечание: Не вращайте коленчатый вал.
- и) Снимите крышки коренных подшипников с нижними вкладышами и упорные полукольца (последние установлены только в зоне коренного подшипнике №3).
- к) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину радиального масляного зазора.
Зазор коренного подшипника:
- 4A-FE, 7A-FE:
- номинальный — 0,015-0,033 мм
- ремонтный (0,25) — 0,016-0,056 мм
- максимальный — 0,100 мм
- 2С, 2С-Т:
- номинальный — 0,032-0,056 мм
- ремонтный (0,25) — 0,033-0,079 мм
- максимальный — 0,100 мм
- 3S-FE, 3S-GE, 4S-FE:
- подшипник №3
- стандартный — 0,025-0,044 мм
- ремонтный (0,25)
- 3S-FE, 4S-FE — 0,027-0,067 мм
- 3S-GE — 0,021-0,610 мм
- остальные
- стандартный — 0,015-0,034 мм
- ремонтный (0,25)
- 3S-FE, 4S-FE — 0,019-0,059 мм
- 3S-GE — 0,029-0,690 мм
- максимальный зазор: 0,080 мм
- подшипник №3
- 5E-FE:
- номинальный — 0,016-0,049 мм
- ремонтный (0,25) — 0,015-0,055 мм
- максимальный — 0,080 мм
Примечание: при замене блока цилиндров в сборе стандартный зазор в подшипниках соответственно будет:
- Двигатели серии А — 0,015-0,045 мм
- Двигатели серии S:
- подшипник №3 — 0,027-0,054 мм
- остальные — 0,017-0,044 мм
- Двигатели серии Е — 0,018-0,045 мм
Если масляный зазор больше чем максимальный, замените подшипники.
Если необходимо, перешлифуйте или замените коленчатый вал.
Примечание: при замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыши одной размерной группы. Если номер размерной группы вкладышей невозможно определить, выберите нужный вкладыш по таблице путем складывания числа размерной группы блока цилиндров с числом размерной группы коленчатого вала. Существует пять стандартных размерных групп вкладышей, обозначенных ’1", "2"', "3", "4" и "5" соответственно.
2С, 2С-Т
Пример: Метка "2" на блоке цилиндров + метка "1" на коленчатом валу = сумма "3" (необходимого вкладыша №3).
Диаметр постели коренного подшипника блока цилиндров:
- Двигатели 4A-FE, 7A-FE:
- метка "1" — 52,025-52,031 мм
- метка "2" — 52,031-52,037 мм
- метка "3" — 52,037-52,043 мм
- Двигатели 2С, 2С-Т:
- метка "1" — 61,000-61,008 мм
- метка "2" — 61,008-61,016 мм
- метка "3" — 61,016-61, 024 мм
- Двигатели 3S-FE, 3S-GE, 4S-FE:
- метка "1" — 59,020-59,026 мм
- метка "2" — 59,026-59,032 мм
- метка "3" — 59,032-59,038 мм
- Двигатель 5E-FE:
- метка "1" — 54,018-54,024 мм
- метка "2" — 54,025-54,030 мм
- метка "3" — 54,031-54,036 мм
Диаметр коренной шейки коленчатого вала:
- Двигатели 4A-FE, 7A-FE:
- метка "0" — 47,994-48,000 мм
- метка "1" — 47,988-47,994 мм
- метка "2" — 47,982-47,988 мм
- Двигатели 2С, 2С-Т:
- метка "0" — 56,994-57, 000 мм
- метка "1" — 56,983-56,994 мм
- метка "2" — 56,982-56,988 мм
- Двигатели 3S-FE, 3S-GE, 4S-FE:
- Метка "0" 54,998-55,003 мм
- метка "1" 54,993-54,998 мм
- метка "2" 54,988-54,993 мм
- Двигатель 5E-FE:
- метка "0" — 49,996-50,000 мм
- метка "1" — 49,991-49,995 мм
- метка "2" — 49,985-49,990 мм
Толщина стенки вкладыша (в центральной части):
- Двигатели 4A-FE, 7A-FE:
- метка "1" — 2,002-2,005 мм
- метка "2" — 2,005-2,008 мм
- метка "3" — 2,008-2,011 мм
- метка "4" — 2,011-2,014 мм
- метка "5" — 2,014-2,017 мм
- Двигатели 2С, 2С-Т:
- метка "1" — 1,979-1,983 мм
- метка "2" — 1,983-1,987 мм
- метка "3" — 1,987-1,990 мм
- метка "4" — 1,990-1,994 мм
- метка "5" — 1,994-1,998 мм
- Двигатели 3S-FE, 3S-GE, 4S-FE.
- Вкладыш №3
- метка "1" — 1,992-1,995 мм
- метка "2" — 1,995-1,998 мм
- метка "3" — 1,998-2,001 мм
- метка "4" — 2,001-2,004 мм
- метка "5" — 2,004-2,007 мм
- Остальные
- метка "1" — 1,997-2,000 мм
- метка "2" — 2,000-2,003 мм
- метка "3" — 2,003-2,006 мм
- метка "4" — 2,006-2,009 мм
- метка "5" — 2,009-2,012 мм
- Вкладыш №3
- Двигатель 5E-FE:
- метка "1" — 1,997-2,000 мм
- метка "2" — 2,001-2,003 мм
- метка "3" — 2,004-2,006 мм
- метка "4" — 2,007-2,009 мм
- метка "5" — 2,010-2,012 мм
- Пример: Метка "2" на блоке цилиндров + метка "1" на коленчатом валу = сумма "3" (необходимого вкладыша №3).
Диаметр постели коренного подшипника блока цилиндров:
- Двигатели 4A-FE, 7A-FE:
- метка "1" — 52,025-52,031 мм
- метка "2" — 52,031-52,037 мм
- метка "3" — 52,037-52,043 мм
- Двигатели 2С, 2С-Т:
- метка "1" — 61,000-61,008 мм
- метка "2" — 61,008-61,016 мм
- метка "3" — 61,016-61, 024 мм
- Двигатели 3S-FE, 3S-GE, 4S-FE:
- метка "1" — 59,020-59,026 мм
- метка "2" — 59,026-59,032 мм
- метка "3" — 59,032-59,038 мм
- Двигатель 5E-FE:
- метка "1" — 54,018-54,024 мм
- метка "2" — 54,025-54,030 мм
- метка "3" — 54,031-54,036 мм
Диаметр коренной шейки коленчатого вала:
- Двигатели 4A-FE, 7A-FE:
- метка "0" — 47,994-48,000 мм
- метка "1" — 47,988-47,994 мм
- метка "2" — 47,982-47,988 мм
- Двигатели 2С, 2С-Т:
- метка "0" — 56,994-57, 000 мм
- метка "1" — 56,983-56,994 мм
- метка "2" — 56,982-56,988 мм
- Двигатели 3S-FE, 3S-GE, 4S-FE:
- Метка "0" — 54,998-55,003 мм
- метка "1" — 54,993-54,998 мм
- метка "2" — 54,988-54,993 мм
- Двигатель 5E-FE:
- метка "0" — 49,996-50,000 мм
- метка "1" — 49,991-49,995 мм
- метка "2" — 49,985-49,990 мм
Толщина стенки вкладыша (в центральной части):
- Двигатели 4A-FE, 7A-FE:
- метка "1" — 2,002-2,005 мм
- метка "2" — 2,005-2,008 мм
- метка "3" — 2,008-2,011 мм
- метка "4" — 2,011-2,014 мм
- метка "5" — 2,014-2,017 мм
- Двигатели 2С, 2С-Т:
- метка "1" — 1,979-1,983 мм
- метка "2" — 1,983-1,987 мм
- метка "3" — 1,987-1,990 мм
- метка "4" — 1,990-1,994 мм
- метка "5" — 1,994-1,998 мм
- л) Снимите пластиковые калибры.
8. Снимите коленчатый вал.
- а) Поднимите коленчатый вал.
- б) Извлеките верхние вкладыши коренных подшипников и верхние упорные полукольца из блока цилиндров.
Примечание: уложите коренные подшипники и упорные полукольца в определенном порядке.