Общая схема проведения диагностики
Для экономии электроэнергии ЦЭКБС автомобиля прекращает подачу напряжения «+» после замка зажигания по истечении 3 мин.
Для диагностики ЭБУ можно принудительно подать «+» после замка зажигания в течение 1 ч. Для этого необходимо выполнить следующее:
- нажмите на кнопку блокировки карточки;
- вставьте карточку в считывающее устройство;
- нажмите на кнопку запуска {выход из режима подачи «+» после замка зажигания с временной задержкой*);
- в течение 5 с удерживайте нажатой кнопку запуска до того, как начнет мигать с большой частотой (4 Гц) сигнальная лампа системы электронной противоугонной блокировки запуска двигателя.
Данный режим принудительной подачи «+» после замка зажигания действует в течение 1 ч. При нажатии на кнопку запуска двигателя или извлечении карточки из считывающего устройства принудительная подача «+» после замка зажигания прекращается, но временная задержка режима принудительной подачи «+» после замка зажигания продолжает действовать. До тех пор, пока не истечет час, при включении «+» после замка «зажигания» режим подачи принудительной подачи «+» после замка «зажигания» снова активизируется на оставшееся время.
Неисправности
Неисправности определяются как присутствующие или как запомненные (появившиеся при определенных условиях и затем исчезнувшие или же продолжающие иметь место, но не обнаруживаемые в текущих условиях).
Состояние «присутствующая неисправность» или «запомненная неисправность» должно рассматриваться при подключении диагностического прибора после подачи «+» после замка «зажигания» (без воздействия на элементы данной системы).
Если неисправность не подтверждается проверьте:
- электрические цепи, относящиеся к неисправному прибору или нарушенной функции;
- разъемы этих цепей (на отсутствие следов окисления, погнутых выводов и т.п.);
- сопротивление определенного неисправным элемента;
- состояние проводов (есть ли оплавленная или срезанная изоляция, следы трения и т.п.).
Алгоритм поиска неисправностей
Если при проверке с помощью диагностического прибора неисправностей не выявлено, но неисправность по сохраняется, то неисправность следует устранять, исходя из жалобы владельца автомобиля.
Проверка электропроводки (трудности при диагностике)
При разъединении разъемов и/или перемещении жгутов проводов причина неисправности может быть сразу же устранена.
Измерения напряжения, сопротивления и сопротивления изоляции обычно дают правильные значения измеряемых величин, особенно, если в момент проверки неисправность не является присутствующей (является запомненной).
Визуальная проверка
Найдите следы повреждений в моторном отсеке и салоне.
Тщательно проверьте защитные кожухи. целостность изоляции и правильность прокладки жгутов проводов.
Определите следы окисления.
Проверка на ощупь
При шевелении и скручивании жгутов проводов используйте диагностический прибор, чтобы установить момент перехода неисправности из состояния «запомненная» в состояние «присутствующая».
Убедитесь, что разъемы надежно зафиксированы.
Слегка «пошевелите» разъемы.
Скрутите жгут проводов.
Если произошло изменение состояния неисправности, попытайтесь установить ее причину.
Проверка отдельных элементов
Разъедините разъемы и проверьте состояние зажимов и контактов, а также их обжатие (на изоляции не должно быть следов обжатия).
Проверьте, что зажимы и контакты надежно зафиксированы в гнездах разъема.
Убедитесь, что при соединении разъема зажимы и контакты не выдавливаются.
Проверьте контактное нажатие зажимов с помощью контактного вывода подходящего типа.
Проверка сопротивления
Сначала проверьте целостность всей цепи, затем по отдельным участкам. Определите, нет ли короткого замыкания на «массу», на +12 В или с другим проводом.
При обнаружении неисправности устраните ее или замените электропроводку.
Меры безопасности
При любых работах на элементах систем необходимо соблюдать правила безопасности для предотвращения ущерба для материальной части и травматизма:
- убедитесь в том. что аккумуляторная батарея хорошо заряжена, чтобы исключить нарушение работы ЭБУ, если батарея недостаточно заряжена;
- пользуйтесь только исправными и предназначенными для данного вида работ оборудованием и приборами.
Описание системы впрыска
Система впрыска топлива под высоким давлением обеспечивает точно дозированную подачу топлива в определенный момент времени.
ЭБУ системы 112-канальный марки BOSCH и типа EDC15C13.
В состав системы входят:
- ручной подкачивающий насос или подкачивающий электронасос в контуре низкого давления, если двигатель оснащен ТНВД СРЗ;
- подкачивающий электронасос, если двигатель оснащен ТНВД СР1;
- топливный фильтр;
- ТНВД СР1 или СРЗ;
- установленный на ТНВД электромагнитный клапан регулирования высокого давления;
- топливораспределительная рампа;
- датчик давления топлива, встроенный в рампу;
- четыре электромагнитные форсунки;
- датчик температуры топлива;
- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- датчик температуры поступающего воздуха;
- датчик положения распределительного вала;
- датчик положения и частоты вращения коленчатого вала двигателя;
- датчик давления наддува;
- электроклапан рециркуляции отработавших газов;
- датчик положения педали управления подачей топлива;
- датчик атмосферного давления, встроенный в ЭБУ системы впрыска;
- датчик массового расхода воздуха;
- электромагнитный клапан ограничения давления наддува;
- электромагнитный клапан управления пневмоприводом заслонки остановки двигателя;
- электромагнитный клапан управления пневмоприводом заслонки завихрения воздуха.
Система непосредственного впрыска топлива под высоким давлением с общей толливораспределительной рампой является системой последовательного впрыска, действующей по принципу многоточечного впрыска, используемого на бензиновых двигателях.
Данная система впрыска, благодаря примененному в ней способу предварительного впрыска, обеспечивает снижение шумности двигателя, содержания твердых частиц и токсичности отработавших газов и обеспечивает значительный крутящий момент двигателя, начиная с малой частоты вращения коленчатого вала двигателя.
ТНВД подает топливо под высшим давлением на топливораспределительную рампу. Установленный на насосе регулятор подачи топлива регулирует количество подаваемого топлива, величина которого задается ЭБУ. От толливораспределительной рампы топливо подается к форсункам по стальным топливопроводам.
ЭБУ
ЭБУ определяет значение давления впрыска, необходимое для нормальной работы двигателя, и подает соответствующие сигналы на регулятор давления.
ЭБУ контролирует значение давления на основании анализа сигналов, выдаваемых датчиком давления топлива, установленным на топливораспределительной рампе.
ЭБУ определяет продолжительность впрыска, необходимую для подачи достаточного количества топлива. и момент начала впрыска. После определения указанных двух величин ЭБУ по отдельности управляет работой каждой форсунки путем подачи электрических сигналов.
Количество подаваемого в двигатель топлива определяется в зависимости ож:
- длительности подачи управляющего сигнала на форсунку;
- давления в топливораспределительной рампе. регулируемого ЭБУ системы впрыска;
- скорости открытия и закрытия клапана форсунки;
- величины хода иглы клапана форсунки (постоянное значение зависит от типа используемых форсунок);
- номинальной гидравлической производительности форсунки (свойственной только данной форсунке).
ЭБУ управляет:
- регулированием холостого хода двигателя;
- количеством отработавших газов, направляемых во впускной коллектор;
- подачей топлива (опережением впрыска, подачей топлива и давлением в рампе);
- электровентилятором системы охлаждения двигателя;
- работой системы кондиционирования воздуха (холодопроизводительностью);
- регулятором и ограничителем скорости;
- системой пред- и послепускового подогрева;
- включением сигнальных ламп по мультиплексной сети.
В ТНВД топливо поступает под низким давлением из встроенного топливоподкачивающего насоса (перекачивающего насоса).
ТНВД подает топливо в топливораспределительную рампу, давление в которой контролируется при впрыске регулятором подачи топлива, а при сливе клапанами форсунок. Таким образом, сглаживаются колебания давления в рампе.
Регулятор подачи топлива обеспечивает подачу ТНВД такого количества топлива, которое необходимо для поддержания давления в рампе. Благодаря этому, снижается тепловыделение и улучшается отдача двигателя.
Чтобы понизить давление в рампе с помощью клапанов форсунок, на клапаны подаются короткие электрические импульсы:
- достаточно короткие, чтобы не вызвать открытие форсунки (прохождение через отходящий от форсунок сливной контур);
- достаточно продолжительные, чтобы открылись клапаны и понизилось давление в рампе.
Связь по мультиплексной сети между ЭБУ автомобиля
Установленные на автомобиле электронные системы объединены вместе с мультиплексной сетью. Это обеспечивает обмен информацией между ЭБУ автомобиля. В результате:
- управление включением сигнальных ламп неисправностей на щитке приборов осуществляется по мультиплексной сети;
- информация о выявленных неисправностях поступает по мультиплексной сети;
- упразднен датчик скорости движения на коробке передач.
Информация о скорости движения автомобиля на щиток приборов передается по проводной связи от ЭБУ АБС. а затем со щитка приборов поступает 8 мультиплексную сеть. ЭБУ системы впрыска и ЭБУ подушек безопасности являются основными потребителями информации о скорости автомобиля.
Некоторые автомобили оснащены датчиком наличия воды в топливе, расположенном в фильтре. Если в топливе есть вода, загорается оранжевая сигнальная лампа неисправности системы впрыска и пред- и послепускового подогрева.
Внимание! Двигатель не должен работать при использовании дизельного топлива, содержащего более 10% диэфира или бензина, даже в самом небольшом количестве.
Система обеспечивает впрыск топлива под давлением до 1350 бар. Перед каждой операцией убедитесь, что топливораспределительная рампа не находится под давлением и что температура топлива не слишком высока.
При выполнении любых работ с системой впрыска под высоким давлением необходимо соблюдать приведенные в настоящем документе указания по соблюдению чистоты и безопасности.
Разборка ТНВД и форсунок запрещена. Замене подлежат только регулятор подачи топлива, датчик температуры топлива и перепускной клапан.
По соображениям безопасности категорически запрещается ослаблять штуцеры топливопроводов высокого давления при работающем двигателе.
В целях недопущения загрязнений контура запрещается отделять датчик давления от топливораспределительной рампы. При неисправности датчика давления необходимо заменить сам датчик, рампу и топливопроводы высокого давления.
Категорически запрещается снимать шкив ТНВД с номером 070 575. В случае замены насоса замене подлежит и его шкив.
Запрещается подавать напряжение питания +12 в напрямую к любому элементу системы. Запрещается удалять нагар и производить очистку с помощью ультразвука.
Ни в коем случае не запускайте двигатель, если аккумуляторная батарея не подключена должным образом. При проведении сварочных работ на автомобиле отсоедините колодки проводов от ЭБУ системы впрыска.
Управление климатической установкой
На автомобилях с климатической установкой система EDC15 позволяет отключать климатическую установку через ЦЭКБС при определенных условиях эксплуатации:
- в случае его выключения водителем;
- во время запуска двигателя;
- при перегреве двигателя {для уменьшения нагрузки на двигатель);
- при очень высокой частоте вращения коленчатого вала (для предохранения компрессора от разрушения);
- на переходных режимах (при значительном увеличении частоты вращения коленчатого вала во время обгона, увеличении оборотов для предотвращения остановки двигателя и при трогании с места). Данные условия принимаются во внимание, только если они не носят периодический характер, в целях предупреждения нарушения стабильности работы системы (самопроизвольные отключения);
- при обнаружении некоторых неисправностей.
Управление холодильным контуром кондиционера
Функция управления холодильным контуром кондиционера распределена между несколькими ЭБУ. ЭБУ системы впрыска осуществляет следующее:
- выдает разрешение на включение кондиционера в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и оборотов двигателя;
- выдает запрос на включение электровентилятора системы охлаждения двигателя на малой или большой скорости в зависимости от скорости движения, давления хладагента и температуры охлаждающей жидкости.
Водитель включает кондиционер переключателем вентилятора, соединенного с выключателем. В зависимости от замеренного значения давления этот запрос на охлаждение поступающего в салон воздуха выполняется или не выполняется. Если значение давления выходит за пределы рабочего диапазона, то алгоритм управления холодопроизводительностью не активизируется.
ЭБУ системы впрыска выдает разрешение на включение кондиционера через 2-8 с после пуска двигателя.
Включение компрессора запрещается при указанных ниже условиях.
Управление погружными подогревателями
Для облегчения запуска холодного двигателя автомобиль оснащен погружными подогревателями.
Управление погружными подогревателями осуществляет ЦЭКБС. ЭБУ системы впрыска выдает разрешение или запрет на включение погружных подогревателей в зависимости от режима работы и потребной мощности двигателя.
Число одновременно включаемых подогревателей не превышает четырех; их включение зависит преимущественно от температуры охлаждающей жидкости и воздуха.
Управление ограничителем и регулятором скорости
Функция регулирования скорости движения обеспечивает, если она задействована. поддержание предварительно выбранной скорости автомобиля независимо от условий движения Водитель может с помощью выключателей увеличивать или уменьшать скорость автомобиля.
При желании можно превысить заданную скорость, для этого:
- нажатием на педаль управления подачей топлива превысить заданную скорость (при отпускании педали автоматические восстанавливается первоначально заданное значение скорости);
- нажать на выключатели управления системой.
Функция регулирования скорости может быть отключена:
- выключателями управления системой;
- выключателем регулятора скорости;
- при обнаружении таких управляющих воздействий как нажатие на педаль тормоза или сцепления;
- при обнаружении системных ошибок, в том числе несоответствия между заданной и действительной скоростью движения.
Функция регулирования скорости может быть временно отключена, когда водитель увеличивает скорость движения, нажав на педаль управления подачей топлива. Значение заданной скорости восстанавливается после того, как водитель отпустит педаль управления подачей топлива. В этом случае скорость движения автомобиля будет постепенно возвращаться к заданному значению.
После отключения функции регулирования скорости можно снова включить регулятор скорости и восстановить последнее заданное значение скорости (если не отключалось питание ЭБУ).
Функция ограничения скорости движения позволяет при ее включении (выключателем) ограничить скорость движения автомобиля на предварительно выбранном уровне. Водитель контролирует скорость движения автомобиля педалью управления подачей топлива до заданного значения скорости.
Если водитель пытается превысить заданную скорость, то система никак не реагирует на перемещение педали управления подачей топлива и продолжает поддерживать заданную скорость. как это происходит при задействовании регулятора скорости, при условии, что педаль удерживается нажатой в определенном положении.
Как и при использовании регулятора скорости, можно изменить заданное значение скорости путем кратковременного или продолжительного нажатия на выключатели.
По соображениям безопасности существует возможность превышения заданной скорости, нажав на педаль управления подачей топлива таким образом, чтобы педаль переместилась за пределы положения, соответствующего ограничиваемой скорости. В этом случае скорость движения будет определяться только положением педали управления подачей топлива до того момента, когда скорость окажется ниже заданного порога скорости, после чего снова активизируется система ограничения скорости.
При желании можно превысить заданную скорость, для этого:
- нажать на педаль управления подачей топлива, преодолев точку ее сопротивления в конце хода;
- установить нужный предел скорости кратковременным или продолжительным нажатием на педаль.
Функция ограничения скорости может быть отключена:
- выключателями управления системой;
- выключением ограничителя скорости;
- при обнаружении таких управляющих воздействий как нажатие на педаль тормоза или сцепления;
- при обнаружении системных ошибок, в том числе несоответствия между заданной и действительной скоростью движения.
Управление системой рециркуляции ОГ
Система рециркуляции ОГ включает в себя клапан рециркуляции ОГ.
В систему также входит потенциометрический датчик положения клапана.
Управление работой клапана рециркуляции отработавших газов осуществляется с обратной связью по величине расхода воздуха, определяемой датчиком массового расхода воздуха.
Потенциометрический датчик используется для определения положения клапана рециркуляции ОГ.
Управление сигнальными лампами (индикация на щитке приборов)
ЭБУ управляет индикацией на щитке приборов некоторой относящейся к работе двигателя информации. Это относится к функциям:
- сигнальной лампы пред- и послепускового подогрева;
- сигнализации аварийной температуры охлаждающей жидкости;
- сигнализации неисправности 1-й степени тяжести (неисправности некритического характера);
- сигнализации неисправности 2-й степени тяжести (требующей немедленного прекращения движения);
- сигнальной лампы БСД европейской бортовой системы диагностики (ЕБСД).
Эти пять видов функций отображаются тремя сигнальными лампами и/или в виде сообщений бортового компьютера.
Оранжевая сигнальная лампа пред- и послепускового подогрева/ некритической неисправности «SEFMCE» (1-й степени тяжести)
Эта сигнальная лампа одновременно используется и как лампа, сигнализирующая о работе системы и как индикатор наличия неисправности в системе.
Если лампа горит постоянным светом при наличии «+» после замка зажигания, то это: означает, что включены свечи предпускового подогрева.
Если лампа горит постоянным светом и выдается сообщение «injection a controler» («Проверьте систему впрыска»): то это указывает на наличие неисправности 1-й степени тяжести (при этом система впрыска переходит в режим пониженной эффективности).
Владелец должен в кратчайшие сроки устранить неисправности.
Красная сигнальная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости/ немедленного прекращения движения «STOP» (2-й степени тяжести)
Эта сигнальная лампа одновременно используется и как лампа, сигнализирующая о работе системы, и как индикатор наличия неисправности в системе: Лампа загорается на 3 с при включении «зажигания» (выполняется процедура автоматической проверки, проводимой щитком приборов):
Если лампа горит постоянным светом. это указывает на перегрев двигателя (водитель имеет выбор: остановить автомобиль или продолжить движение).
Включение лампы постоянным светом сопровождается сообщением «injection defaillante» («Система впрыска неисправна»): указывает неисправность 2-й степени тяжести (в этом случае впрыск топлива автоматически прекращается через несколько секунд).
Владелец должен в кратчайшие сроки устранить неисправности.
Оранжевая сигнальная лампа превышения уровня токсичности отработавших газов, допускаемого бортовой системой диагностики (БСД)
Эта лампа с пиктограммой в виде двигателя загорается примерно на 3 с при включении «зажигания». Эта сигнальная лампа будет включаться при наличии в системе одной или нескольких неисправностей, обнаруженных БСД.
Сигнальная лампа неисправности сигнализирует водителю о наличии неисправности системы впрыска, приводящей к увеличению вредных выбросов или об отключении бортовой системы диагностики (EOBD). ЭБУ системы впрыска посылает запрос на включение сигнальной лампы БСД при наличии неисправности в течение трех подряд поездок.
Визуальный контроль в течение 3 с при подаче напряжения (процедура автоматической проверки, проводимой щитком приборов) обеспечивается ЭБУ системы впрыска.
Управление ББСД
Бортовая система диагностики (On Board Diagnostic) обнаруживает неисправности, снижающие эффективность систем снижения уровня токсичности автомобиля (превышение норм токсичности OBD EURO IV).
Данная система должна исправно действовать в течение всего срока службы автомобиля.
Условия обнаружения неисправностей бортовой системой диагностики
Бортовая система диагностики обнаруживает неисправность по истечении 3 циклов движения автомобиля при этом в памяти ЭБУ записываются следующие параметры:
- нагрузка двигателя;
- скорость движения автомобиля;
- температура воздуха;
- температура охлаждающей жидкости;
- давление наддува;
- давление в топливораспределительной рампе;
- расход воздуха;
- пробег автомобиля в км с момента включения сигнальной лампы «OBD (бортовой системы диагностики)».
Таким образом, водитель получает информацию о наличии неисправности, непосредственно влияющей на уровень токсичности.
Неисправности системы, обнаруживаемые бортовой системой диагностики
Бортовая система диагностики обнаруживает только несколько неисправностей:
- DF038 «ЭБУ»;
- DF040 «Цепь форсунки цилиндра №1» только с характеристикой 2. DER
- DF041 «Цепь форсунки цилиндра №2» только с характеристикой 2. DER
- DF042 «Цепь форсунки цилиндра №3» только с характеристикой 2. DEF;
- DF043 «Цепь форсунки цилиндра №4» только с характеристикой 2. DER
- DF209 Цепь датчика положения клапана рециркуляции ОГ.
После некоторых видов ремонта необходимо выполнить программирование для обеспечения нормальной работы некоторых важных элементов системы.
В частности, следует выполнить программирование в случае замены клапана рециркуляции ОГ или форсунок.
Условия удаления из памяти неисправностей, обнаруженных бортовой системой диагностики
Удаление из памяти неисправностей, обнаруженных бортовой системой диагностики, происходит в несколько этапов.
Неисправность, определенная диагностическим приборов как присутствующая, переходит в категорию запомненной (после ремонта) только через 3 цикла движения автомобиля.
Сигнальная лампа бортовой системы диагностики гаснет только через 3 цикла движения автомобиля.
Загорание сигнальной лампы 8 щитке приборов не во всех случаях указывает на наличие неисправности в системе.
Для удаления из памяти ЭБУ неисправности, обнаруженных бортовой системой диагностики, и параметров ее появления необходимо произвести 40 циклов прогрева двигателя.
Циклом прогрева двигателя является цикл движения автомобиля, в котором:
- температура охлаждающей жидкости достигает значения не ниже 71.1°С;
- изменение температуры охлаждающей жидкости относительно ее значения в момент пуска двигателя составляет не менее 22,2°С.
Если одно из указанных условий не выполняется, неисправность, обнаруженная бортовой системой диагностики. постоянно хранится в памяти ЭБУ системы впрыска в виде присутствующей или запомненной.