Примечание. При установке следует использовать новые гайки/болты нижних головок шатунов.
1. Имейте в виду, что следующая процедура основывается на той предпосылке, что гильзы цилиндров (двигатели с алюминиевым блоком) находятся на штатных местах в блоке цилиндров/картере двигателя, как описано в параграфе 11, и установлены коленчатый вал и корпус/крышки коренных подшипников.
2. Очистите тыльные стороны вкладышей подшипников и места для установки подшипников в шатуне и крышке подшипника.
3. Установите вкладыши подшипников на место, проследив за тем, чтобы выступ на каждом вкладыше вошел в паз в шатуне и крышке. Не прикасайтесь к рабочей поверхности вкладышей подшипника пальцами (рис. 18.3).
Рис. 18.3. Проследите за тем, чтобы выступ на вкладыше подшипника (отмечен стрелкой) был правильно вставлен в вырез
4. Смажьте цилиндры, поршни и поршневые кольца, а затем вставьте каждый поршень в сборе с шатуном в соответствующий цилиндр.
5. Начните сборку с цилиндра № 1. Убедитесь в том, что замки поршневых колец все еще расположены, как описано в параграфе 16, а затем сожмите кольца с помощью приспособления для сжатия поршневых колец.
6. Вставьте поршень в сборе с шатуном в верхнюю зону цилиндра/гильзы № 1 таким образом, чтобы стрелка на днище поршня был обращена к тому концу двигателя, где расположен ремень газораспределительного механизма.
7. Как только поршень будет правильно расположен, с помощью деревянного бруска или ручки молотка легонько постучите по днищу поршня и «загоните» поршень в цилиндр/гильзу. Днище поршня должно встать вровень с верхним торцом цилиндра/гильзы (рис. 18.7).
Рис. 18.7. Введите поршень в цилиндр с помощью ручки молотка
8. Проверьте, не сместились ли вкладыши из правильного положения. Обильно смажьте шатунную шейку и оба вкладыша. Осторожно, чтобы не испачкать зеркало цилиндра/гильзы, отведите поршень в сборе с шатуном вниз до посадки на шатунную шейку. Установите крышку подшипника нижней головки шатуна, наверните новые гайки и затяните их сначала только усилием руки (рис. 18.8). Имейте в виду, что поверхности с идентификационной маркировкой должны быть согласованы (это означает, что установочные выступы вкладышей подшипников должны примыкать друг к другу).
Рис. 18.8. Установите крышку подшипника нижней головки шатуна, правильно сориентировав ее, и наверните новые гайки
9. Равномерно и постепенно затяните гайки крепления крышек подшипников предписанным усилием.
10. Как только гайки крепления крышек подшипников будут затянуты надлежащим образом, проверните коленчатый вал. Убедитесь в том, что он вращается свободно. В случае установки новых элементов некоторая тугоподвижность приемлема, но не должно быть никакого заедания или прихватывания.
11. Установите головку цилиндров и масляный насос, как описано в главе 2А.