Примечание. Перед началом работы ознакомьтесь с предупреждениями, данными в параграфе 1 настоящей главы. Во избежание ошпаривания шланги следует отсоединять только после охлаждения двигателя в достаточной степени.
1. Если проверки, описанные в главе 1А или 1Б, выявляют дефектный шланг, его следует заменить, работая, как описано ниже.
2. Сначала слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения (см. главу 1А или 1Б). Если вы не собираетесь заменять охлаждающую жидкость, ее можно использовать повторно. Для этого следует собрать жидкость в чистую емкость.
3. Для отсоединения шланга следует действовать, как описано ниже, в зависимости от типа соединения.
Обычные соединения — общие инструкции
4. В обычных соединениях для фиксации шлангов могут быть использованы или стандартные хомуты с червячным (винтовым) зажимом, или хомуты обжимного типа. Хомуты обжимного типа не предназначены для повторного использования, и при сборке их следует заменить хомутами с червячным зажимом.
5. Для отсоединения шланга отпустите отверткой хомуты и сдвиньте их вдоль шланга, освобождая его концы. Аккуратно снимите шланг с патрубков (рис. 2.5). Если шланг новый, его можно снять относительно легко. На автомобиле с большим пробегом это может вызвать некоторые трудности.
Рис. 2.5. Отсоединение верхнего шланга радиатора
6. Если шланг не снимается, перед снятием попытайтесь высвободить его, проворачивая относительно патрубка. Аккуратно подденьте конец шланга тупым инструментом (типа плоской отвертки), но не прикладывайте слишком большое усилие и соблюдайте осторожность, чтобы не повредить патрубки или сам шланг. Имейте в виду, что впускной и выпускной патрубки радиатора очень хрупкие. Не прикладывайте чрезмерное усилие при снятии шлангов. Если снять шланг все равно не удается, перережьте его острым ножом, а потом разрежьте так, чтобы можно было снять его двумя кусками. Хоть это и дорого, но все же дешевле, чем покупать новый радиатор. Однако сначала приобретите новый шланг.
7. При установке шланга на место сначала наденьте на шланг хомуты и после этого насадите шланг на патрубки. Если первоначально использовались хомуты обжимного типа, при установке шланга рекомендуется использовать хомуты с червячным зажимом (с винтом).
8. Полностью насадив каждый конец шланга на соответствующий патрубок, проверьте правильность разводки шланга. Перед затягиванием хомутов сдвиньте каждый хомут вдоль шланга, за расширенный конец патрубка.
9. Заправьте систему охлаждения охлаждающей жидкостью (см. главу 1А или 1Б).
Совет. Если шланг идет туго, немного смочите его мыльной водой, используя ее в качестве смазки. Можете размягчить шланг, окунув его в кипящую воду. Не используйте масло или смазку, которые могут разъедать резину.
10. После работы с любым элементом системы охлаждения как можно скорее тщательно проверьте систему на наличие утечек.
Соединения байонетного типа
Примечание. При подсоединении шланга следует использовать новое уплотнительное кольцо.
Снятие
11. На некоторых моделях нижний и/или верхний шланг(-и) могут быть подсоединены к радиатору с помощью пластмассового фитинга байонетного типа. Для рассоединения такого соединения действуйте, как описано ниже.
12. Поверните стопорное кольцо (2) против часовой стрелки настолько, чтобы оно вошло в контакт с ограничителем (1) (рис. 2.12).
Рис. 2.12. Чтобы отпустить байонетное соединение шланга радиатора, поверните стопорное кольцо (2) до его упора в ограничитель (1)
13. Отожмите фитинг от шланга, чтобы высвободить две стопорные лапки (3) (рис. 2.13).
Рис. 2.13. Отожмите фитинг в сторону от шланга, чтобы высвободить две стопорные лапки (3)
14. Отсоедините шланг вместе с фитингом от радиатора.
15. Снимите уплотнительное кольцо с фитинга и выбросьте его; при установке следует использовать новое.
Установка
16. Тщательно протрите фитинг и патрубок на радиаторе чистой безворсовой тканью.
17. Надлежащим образом установите новое уплотнительное кольцо на охватываемую секцию соединения (рис. 2.17).
Рис. 2.17. При установке наденьте новое уплотнительное кольцо (отмечено стрелкой) на штуцер шланга
18. Поверните стопорное кольцо по часовой стрелке до щелчка.
19. Подведите шланг к патрубку на радиаторе так, чтобы установочный вырез в охватываемой части соединения был расположен в самом низу (рис. 2.19).
Рис. 2.19. Подведите шланг к патрубку на радиаторе так, чтобы вырез (отмечен стрелкой) был расположен в самом низу
20. Вставьте фитинг в патрубок до фиксации обеих стопорных лапок. Проследите за тем, чтобы не защемить уплотнительное кольцо.
21. При необходимости оттяните фитинг назад (от патрубка), чтобы отрегулировать положение стопорных лапок.
22. Заправьте систему охлаждения (см. главу 1А или 1Б).
23. После работы с какой-либо частью системы охлаждения тщательно проверьте систему на наличие утечек.
Соединения с пружинным зажимом
Примечание. При подсоединении шланга следует использовать новое уплотнительное кольцо.
Снятие
24. Некоторые шланги системы охлаждения могут быть закреплены с помощью проволочного пружинного зажима. Для рассоединения такого соединения следует действовать, как описано ниже.
25. С помощью маленькой отвертки вытяните пружинный зажим и рассоедините соединение (рис. 2.25). После отсоединения шланга установите пружинный зажим на штуцер шланга.
Рис. 2.25. При использовании соединений с пружинным зажимом снимите пружинный зажим, а затем отсоедините шланг
26. Осмотрите уплотнительное кольцо фитинга шланга на наличие признаков повреждения или ухудшения состояния и при необходимости замените.
Установка
27. Установите уплотнительное кольцо и пружинный зажим в соответствующие канавки и убедитесь в правильности установки (рис. 2.27).
Рис. 2.27. Перед подсоединением шланга установите уплотнительное кольцо и пружинный зажим
28. Для облегчения установки нанесите на уплотнительное кольцо немного мыльной воды, а затем насадите шланг до щелчка.
29. Убедитесь в том, что шланг надежно фиксируется пружинным зажимом, а затем снова заправьте систему охлаждения (см. главу 1А или 1Б).
30. После работы с какой-либо частью системы охлаждения тщательно проверьте систему на наличие утечек.