Общие сведения
Во всех автомобилях, рассматриваемых в этом Руководстве, используется герметичная система охлаждения двигателя, включающая в себя насос охлаждающей жидкости (с приводом посредством ремня газораспределительного механизма), алюминиевый поперечнопоточный радиатор, электрический вентилятор(-ы) охлаждения, термостат, радиатор отопителя и соответствующие соединительные шланги и переключатели.
Система работает следующим образом. Холодная охлаждающая жидкость из нижней части радиатора проходит через нижний шланг к насосу охлаждающей жидкости, который прогоняет ее по каналам блока и головки цилиндров и через масляный радиатор(-ы) (при наличии). После охлаждения цилиндров, камер сгорания и седел клапанов охлаждающая жидкость подходит к нижней стороне термостата, который в начальной фазе закрыт. Охлаждающая жидкость проходит через отопитель и возвращается через блок цилиндров к насосу охлаждающей жидкости.
При холодном двигателе охлаждающая жидкость в двигателе проходит только через блок цилиндров, головку цилиндров и отопитель. Когда охлаждающая жидкость достигает заданной температуры, открывается термостат и охлаждающая жидкость через верхний шланг проходит к радиатору. По мере прохождения охлаждающей жидкости через радиатор она охлаждается потоком набегающего воздуха при движении автомобиля вперед. К воздействию воздуха при необходимости добавляется действие вентилятора(-ов) охлаждения. После достижения нижней части радиатора температура охлаждающей жидкости уменьшается и цикл повторяется.
При достижении двигателем нормальной рабочей температуры охлаждающая жидкость расширяется и некоторая ее часть вытесняется в расширительный бачок. Охлаждающая жидкость собирается в бачке и возвращается в радиатор, когда система остывает.
Работа электрического вентилятора(-ов) охлаждения (расположенного перед радиатором) управляется термостатическим выключателем/датчиком. При заданной температуре охлаждающей жидкости этот выключатель активирует вентилятор(-ы).
Меры предосторожности
Внимание! Не пытайтесь снимать крышку расширительного бачка или прикасаться к какой-либо части системы охлаждения при горячем двигателе — вы можете ошпариться. Если вы хотите снять крышку заливной горловины расширительного бачка до полного остывания двигателя и радиатора (хотя это не рекомендуется), сначала сбросьте давление в системе охлаждения. Накройте крышку заливной горловины куском плотной ткани, чтобы не ошпариться, и медленно отворачивайте ее до тех пор, пока не услышите шипение. Когда шипение прекратится (это говорит о том, что давление сброшено), следует медленно отвернуть крышку до конца и снять ее. Если шипение возобновляется, перед тем как отвинтить крышку полностью, дождитесь его прекращения. Всегда держитесь в стороне от заливной горловины и берегите руки.
Внимание! Не допускайте попадания антифриза на кожу или лакокрасочное покрытие кузова. Незамедлительно смойте брызги большим количеством воды. Никогда не оставляйте антифриз в открытых емкостях или в виде луж на подъезде к гаражу или на полу гаража. Приятный запах этого вещества может привлечь внимание детей и домашних животных, но его попадание внутрь может привести к летальному исходу.
Внимание! Если двигатель горячий, электрический вентилятор охлаждения может начать вращаться даже при неработающем двигателе. Поэтому при работе в моторном отделении держите руки, волосы и свободную одежду в стороне от движущихся частей двигателя.
Внимание! За сведениями по замерам предосторожности при работе с моделями, оснащенными системой кондиционирования воздуха, обратитесь к параграфу 11.