Общие сведения
Электрическая система двигателя главным образом состоит из систем зарядки и запуска. Так как это функции, связанные с двигателем, они описываются отдельно от электрооборудования кузова, такого как освещение, приборы и т. д. (которое описывается в главе 12). За сведениями по системе зажигания моделей с бензиновым двигателем обратитесь к части Б этой главы, а за информацией по системе предварительного/последующего подогрева моделей с дизельными двигателями обратитесь к главе 5В.
Электрическая система имеет напряжение питания 12 В, отрицательные клеммы соединены с «массой».
Аккумулятор или требует небольшого обслуживания («low maintenance»), или совсем не требует обслуживания («maintenance-free»), то есть герметизирован на весь срок службы. Аккумулятор заряжается от генератора, который имеет ременный привод от коленчатого вала.
Используется стартер с тяговым электромагнитом, предназначенным для предварительного включения шестерни привода. При запуске двигателя электромагнит перемещает приводную шестерню и вводит ее в зацепление с зубчатым венцом маховика, причем это происходит до подачи питания к стартеру. Сразу после запуска двигателя, пока еще шестерня не расцепилась с маховиком, обгонная муфта (муфта свободного хода) предотвращает принудительное вращение якоря стартера от двигателя.
Меры предосторожности
Дополнительные подробности, касающиеся различных систем, даются в соответствующих параграфах настоящей главы. Хотя некоторые ремонтные процедуры и даются, обычный способ действия — это замена проблемного элемента.
При работе с электрической системой необходимо быть очень осторожным, чтобы избежать повреждения полупроводниковых устройств (диодов и транзисторов) и риска получения травм. В дополнение к мерам предосторожности, указанным в параграфе «Безопасность — прежде всего!» в начале настоящего Руководства, соблюдайте следующие правила:
- Перед работой с электрической системой обязательно снимите кольца, часы и т.д. Даже при отсоединенном аккумуляторе может произойти разрядка конденсатора, если находящийся под напряжением вывод элемента заземлить через металлический предмет. Это может вызвать электрический удар или сильный ожог.
- Не перепутайте полярность клемм аккумулятора. Такие элементы, как генератор, электронные блоки управления или любые другие элементы, имеющие в своем составе полупроводниковые схемы, могут быть безнадежно повреждены.
- Если двигатель запускается с помощью проводов «прикуривателя» и внешнего аккумулятора, соединяйте аккумуляторы по схеме «плюс с плюсом» и «минус с минусом» (см. «Пуск двигателя от постороннего аккумулятора» в начале руководства). Это же правило справедливо для подключения зарядного устройства.
- Никогда не отсоединяйте провода от клемм аккумулятора, генератора, какую-либо электропроводку и электрические разъемы или контрольно-измерительные приборы при работающем двигателе.
- Не позволяйте двигателю проворачивать генератор, когда последний не подсоединен к электрической системе автомобиля.
- Никогда не «проверяйте» выход генератора замыканием выходного провода на массу.
- Никогда не используйте для проверки электрических цепей омметр со встроенным генератором с ручным приводом.
- При работе с электрической системой обязательно отсоедините провод массы от аккумулятора.
- Перед использованием на автомобиле электросварочного оборудования отсоедините аккумулятор, генератор и такие элементы, как блоки электронного управления различными системами автомобиля, чтобы предотвратить их повреждение.