Автомобили с бензиновым двигателем оборудуются регулируемым катализатором. Термин «регулируемый» указывает на то, что снижение содержания вредных веществ в ОГ достигается путем регулирования состава воздушно-топливной смеси. С этой целью в приемной трубе перед катализатором устанавливается кислородный датчик (лямбда-зонд), который постоянно контролирует уровень кислорода в ОГ. Исходя из полученных от лямбда-зонда данных, электронный блок управления изменяет состав воздушно-топливной смеси, делая её более богатой или обедняя её. Такая смена состава воздушно-топливной смеси происходит достаточно быстро и в следующей последовательности: увеличение подачи воздуха для сжигания углеводородов, снижение подачи воздуха (недостаток воздуха) для уменьшения выброса окислов азота. Образовавшиеся при сжигании воздушно-топливной смеси газы попадают в катализатор, который почти полностью преобразовывает их в двуокись углерода (углекислый газ), пар и азот.
Некоторые модели не оборудуются катализатором.
Система выпуска ОГ у автомобилей с дизельным двигателем оборудуется катализатором окислительного типа(нерегулируемый катализатор). В этом случае катализатор снижает выброс углеводородов и окиси углерода почти на 50 %. Катализатор не является фильтром, удерживающим нагар и иные частицы, однако он также способствует уменьшению их содержания в ОГ. Газообразные углеводороды оседают на твердых частичках, образующих нагар и, как правило, выносят их в атмосферу. Однако, благодаря тому, что в катализаторе происходит окисление углеводородов, то они оказываются не в состоянии оседать и соединяться с частичками нагара.
Мы не рекомендуем ремонтировать сильно проржавевшую выхлопную трубу, заваривая её. Результат такой работы достаточно мизерный, потому что через некоторое время трубу снова придется варить. Замазки и хомуты более эффективны в таком случае, однако спустя некоторое время труба и в этом случае начинает «сыпаться». Что касается выхлопной трубы с несколькими глушителями, то часто случается, что сразу после замены одного глушителя выходит из строя другой. По этой причине рекомендуется менять сразу оба глушителя.
Мастерские поэтому меняют систему выпуска ОГ полностью, что не всегда себя оправдывает. В каждом конкретном случае следует проверить состояние системы выпуска ОГ и принять решение о её полной замене или о замене лишь её отдельных деталей.
При работах на системе выпуска ОГ автомобиль необходимо поднимать и ставить на козлы. Убедитесь, что автомобиль прочно стоит на козлах и не сместится при демонтаже труб системы выпуска.
Если при снятии системы ОГ какое-либо соединение не разъединяется, то его можно разломать. При установке системы ОГ обязательно следует заменить на новые все болты и гайки крепления.
Трубы системы разъединяются прокручиванием на стыках или сбиваются молотком. При необходимости трубу можно разрезать, отступив примерно на 10 см от места соединения. Оставшуюся часть трубы разрезают продольно и отсоединяют большой отверткой.
Все болты крепления системы выпуска ОГ вывинчиваются легче, если при установке системы резьба болтов была смазана медной смазкой. То же самое касается и стыков труб системы.
Система выпуска ОГ может прокладываться по-разному, в зависимости от типа автомобиля.
У автомобилей бензиновым двигателем система выпуска ОГ состоит из трех составных звеньев: приемной трубы глушителей, среднего звена с дополнительным глушителем и основного глушителя (см. иллюстрацию 1.0).
1.0 Система выпуска ОГ с катализатором. 1 - катализатор; 2 - передняя труба глушителя; А - детали крепления катализатора; В - крепление катализатора к соединительной трубе; С - крепление передней части глушителя; D - крепление задней части глушителя; Е - соединение глушителя
Внимание! Не все автомобили оснащаются катализатором.
Над основным и дополнительным глушителями, под топливным баком и рулевым механизмом установлены теплоизоляционные щитки.
Системы выпуска ОГ, как правило, отличаются конструкцией приемной трубы (см. иллюстрации 1.0а, 1.0б, 1.0в и 1,0г).
1.0а Приемная труба глушителей двигателя XU объемом 1,8 и 2,0 литра без газотурбинного нагнетателя. 1 - уплотнительная прокладка трубы; 2 - выпускной коллектор; 3 - лямбда-зонд с проводом и штекером выпускного коллектора; 4 - катализатор
1.0б Приемная труба глушителей двигателя XU объемом 2,0 литра с газотурбинным нагнетателем. 1 - уплотнительная прокладка трубы; 2 - выпускной коллектор; 3 - газотурбинный нагнетатель выпускного коллектора; 4 - катализатор
1.0в Приемная труба глушителей дизельного двигателя XUD9 объемом 1,9 литра. 1 - клапан рециркуляции ОГ; 2 - уплотнительная прокладка трубы выпускного коллектора; 3 - выпускной коллектор; 4 - колено приемной трубы, крепящееся к турбонагнетателю; 5 - прокладка; 6 - передняя труба глушителя
Катализатор на данной иллюстрации не указан, потому что он устанавливается в дополнительном глушителе или крепится на передней трубе глушителя.
1.0г Приемная труба глушителей дизельного двигателя XUD11 объемом 2,1 литра. 1 - клапан рециркуляции ОГ; 2 - уплотнительная прокладка трубы; 3 - выпускной коллектор; 4 - газотурбинный нагнетатель; 5 - прокладка выпускного коллектора; 6 - катализатор окислительного типа