3.0 Компоненты системы зажигания. 1 - Электронный блок управления; 2 - Датчик оборотов двигателя; 3 - Потенциометр углового перемещения дроссельной заслонки; 4 - Датчик температуры охлаждающей жидкости; 5 - Датчик температуры впускаемого воздуха; 6 - Лямбда-зонд; 7 - Датчик детонационного сгорания; 8 - Датчик скорости; 9 - Реле ступенчатого (сдвоенного) впрыска
Часть из них одновременно являются деталями системы впрыска топлива. В зависимости от типа двигателя возможны некоторые изменения в комплектации системы.
Электронный блок управления
Электронный блок управления оборудован многоконтактным штекерным разъемом, что позволяет обеспечивать питанием детали систем впрыска топлива и зажигания, а также получать информацию от элементов данных систем.
Датчик оборотов двигателя
Датчик оборотов двигателя состоит из катушки с обмоткой и магнитного сердечника. От данного датчика на электронный блок управления поступает информация о скорости вращения двигателя и о положении коленчатого вала на текущий момент. Датчик «следит» за оборотами маховика, зубчатый венец которого имеет 60 зубьев. Два зуба на венце отсутствуют и это регистрирует датчик. Момент регистрации соответствует ВМТ двигателя.
Потенциометр углового перемещения дроссельной заслонки
Потенциометр углового перемещения дроссельной заслонки фирмы Bosch информирует электронный блок управления о положении дроссельной заслонки, которая может закрывать впускное отверстие, открывать его частично или полностью. На основании поступившей информации электронный блок управления определяет режим разгона и увеличения скорости, торможения или принудительного холостого хода. Электронный блок управления обеспечивает питание потенциометра силой 5 В. В зависимости от положения дроссельной заслонки потенциометр отправляет на блок сигналы с силой тока от 0 до 5 В.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости находится в выпускном патрубке и информирует блок управления о температуре жидкости (двигателя) на текущий момент. Сигнал о температуре охлаждающей жидкости поступает на блок управления как электрическое сопротивление, сила которого зависит от температуры.
Датчик температуры впускаемого воздуха
Датчик температуры впускаемого воздуха установлен на корпусе дроссельной заслонки и сообщает блоку управления температуру впускаемого в камеры сгорания воздуха. Как и датчик температуры охлаждающей жидкости, данный датчик также направляет свои сигналы в виде тока разной силы.
Датчик угла опережения зажигания (ВМТ цилиндра №1). На иллюстрации 3.0 данный датчик не показан. Такой датчик устанавливается на головке блока цилиндров двигателя с 16 клапанами. Он распознает положение поршня цилиндра № 1 и на основании его информации происходит регулирование угла опережения зажигания.
Лямбда-зонд
Лямбда-зонд располагается в приемной трубе глушителей перед катализатором. Он предназначен для информирования электронного блока управления о содержании кислорода в ОТ. Лямбда-зонд имеет подогрев, что обеспечивает быстрое достижение им рабочей температуры.
Датчик детонационного сгорания
Датчик детонационного сгорания ввинчен в блок цилиндров под впускным коллектором. Его информация позволяет блоку управления корректировать момент воспламенения воздушно-топливной смеси в камере соответствующего цилиндра.
Датчик скорости автомобиля
Датчик скорости автомобиля информирует блок управления о скорости движения на текущий момент.
Реле ступенчатого (сдвоенного) впрыска
Реле ступенчатого (сдвоенного) впрыска установлено на держателе блока управления и соединено со следующими деталями:
- а) топливным насосом;
- б) потенциометром углового перемещения дроссельной заслонки;
- в) регулятором оборотов холостого хода;
- г) топливными форсунками;
- д) блоком управления;
- ж) катушкой зажигания;
- з) элементом обогрева лямбда-зонда;
- е) электромагнитным клапаном адсорбера;
- к) клапаном изменения конфигурации полости труб впускного коллектора на двигателе с 16 клапанами.