Проверка уровня электролита
Как уже упоминалось, аккумулятор имеет пробки, если его корпус выполнен из темной пластмассы и не прозрачен. В аккумулятор заливается серная кислота, разбавленная дистиллированной водой. При эксплуатации аккумулятора происходит испарение воды и поэтому необходимо регулярно проверять уровень электролита в аккумуляторе, а при необходимости доливать дистиллированную воду. Вода заливается через отверстия под пробки, которые вывинчиваются.
Проверка зарядки (плотности электролита)
Для проверки плотности электролита в аккумуляторе необходим ареометр, которым забирается некоторое количество электролита из аккумулятора. Поплавок ареометра должен свободно плавать в забранном из аккумулятора электролите. Плотность электролита определяется по шкале на поплавке. Если удельный вес электролита равен 1,28, то аккумулятор заряжен полностью, а при показании 1,12 аккумулятор полностью разряжен. Промежуточные значения плотности электролита соответствуют определенному значению зарядки. Цена деления шкалы на поплавке ареометра соответствует кг/л (см. иллюстрацию 2.0).
2.0 Ареометр для определения плотности электролита в аккумуляторе. Поплавок ареометра имеет шкалу, по которой определяется удельный вес электролита. Имеются ареометры и иных моделей
Зарядка аккумулятора
Доливать дистиллированную воду в сильно разряженный аккумулятор следует лишь после его зарядки. При зарядке происходит увеличение объема электролита и, соответственно, его уровень поднимается. Если дистиллированная вода была залита перед зарядкой до предписанного уровня, то она будет выкипать. Ток зарядки на начальной фазе не должен превышать 10% от емкости аккумулятора. Это значит, что перед постановкой аккумулятора на зарядку следует уточнить его емкость. Обычно зарядные устройства оборудуются автоматической регулировкой силы тока заряда, которая корректируется по мере зарядки аккумулятора. Зарядка аккумулятора считается выполненной, если плотность электролита в нем не изменяется в течение двух часов после расчетного времени окончания зарядки.
Внимание! Указанный выше порядок действий не относится к аккумуляторам закрытого типа, которые не требуют обслуживания. В этом случае следует руководствоваться указаниями производителя аккумулятора в части его зарядки.
При зарядке аккумулятора пробки его ячеек следует вывернуть и положить их на отверстия. Гремучий газ, образующийся при зарядке, будет свободно выходить. Ввиду возможности выкипания электролита рекомендуется положить вокруг аккумулятора старые газеты. Если зарядка аккумулятора выполняется в закрытом помещении, то его нужно проветривать. Запрещается при зарядке аккумулятора освещать его ячейки открытым огнем.
При зарядке аккумулятора самостоятельно с помощью зарядного устройства, используемого автолюбителями, эту процедуру можно выполнять, не снимая аккумулятор с автомобиля. Клеммы также можно не отсоединять. Иную ситуацию представляет ускоренная зарядка аккумулятора с помощью соответствующего устройства. В этом случае аккумулятор должен быть отсоединен от бортовой сети, потому что при этом можно повредить диодную плату генератора, электронные блоки управления, радиоприемник и т.д.
Снятие и установка
Перед снятием аккумулятора необходимо отсоединить клеммы от полюсов. Клемма на положительном полюсе закрыта крышкой. При отсоединении клемм всегда следует клемму провода «массы» (-) отсоединять первой.
При установке прежнего аккумулятора необходимо хорошо почистить полюса, а также смазать их соответствующей смазкой. При подсоединении проводов к аккумулятору сначала крепится клемма к положительному полюсу, а только потом - клемма к отрицательному. Убедитесь, что обе клеммы хорошо затянуты и плотно сидят на выступах полюсов. Ослабление клемм приводит к нарушению питания в сети. В некоторых случаях ослабление клемм сопровождается ис-крообразованием и даже возгоранием.
Внимание! Если радиоприемник оборудован защитным кодом, то при отключении аккумулятора этот код удаляется. Чтобы после подсоединения аккумулятора радиоприемник работал, необходимо ввести защитный код. Поэтому, перед тем, как отсоединить аккумулятор, убедитесь, что код записан или известен. После подключения аккумулятора необходимо также вновь настраивать электронные часы. После установки аккумулятора нужно выполнить пробную поездку, чтобы электронный блок управления системами впрыска топлива и зажигания «вспомнил» прежние настройки.
Запуск двигателя при разряженном аккумуляторе
Если аккумулятор «сел» и запустить двигатель не удаётся, то самым оптимальным выходом является запуск двигателя от вспомогательного аккумулятора. В этом случае необходимы соответствующие соединительные провода достаточного сечения. Не рекомендуется приобретать алюминиевые вспомогательные провода, потому что они при запуске сильно нагреваются.
При подсоединении проводов от вспомогательного аккумулятора сначала соединяются положительные выводы, а затем - отрицательные. Попросите помощника запустить двигатель. Двигатель должен некоторое время поработать на холостом ходу со средним числом оборотов, чтобы генератор начал подзаряжать аккумулятор.
Кроме указанного способа, двигатель можно запустить с толчка или буксировкой.
Если двигатель в хорошем состоянии, то при разряженном аккумуляторе его можно запустить, подтолкнув автомобиль. Усилия двух человек в этом случае будет вполне достаточно.
1. Включите зажигание.
2. Включите первую скорость. Если включить вторую, то генератор будет вращаться с числом оборотов, недостаточным для подзарядки аккумулятора.
3. Выжмите сцепление. Можно начинать толкать автомобиль.
4. Отпустите педаль сцепления, как только автомобиль разовьет достаточную скорость. Двигатель должен запуститься.
5. Выжмите педаль сцепления и «дайте газ».
Если же толкание не дало результатов, то можно попробовать запустить двигатель буксировкой автомобиля. Здесь также требуются определенные навыки, потому что велика вероятность наезда на буксирующий автомобиль. Не следует в таком случае забывать о том, что вакуумный усилитель тормозного привода не работает. Будет излишним давать какие-либо советы по буксировке. Хотели бы лишь подчеркнуть, что буксировочный трос нужно крепить за соответствующие крюки. Если Ваш автомобиль буксирует другой, то буксировочный трос крепится на заднем буксировочном крюке с правой стороны Вашего автомобиля. Если ситуация обратная и Ваш автомобиль оказывается буксируемым, то буксировочный трос крепится на переднем крюке с левой стороны.
Выявление неисправного потребителя бортовой сети
Если аккумулятор утром оказался разряженным, хотя накануне он был абсолютно в норме, то причиной тому неисправность потребителя сети.
6. Отсоедините клемму провода «массы» (-) от аккумулятора.
7. Подсоедините провод многофункционального тестера к отрицательному полюсу аккумулятора и проводу «массы» (-). Если прибор регистрирует напряжение, то один из потребителей бортовой сети неисправен.
8. Подсоедините провод «массы» (-) к аккумулятору.
9. Откройте блок предохранителей и поочередно извлекайте предохранители. После извлечения предохранителя подсоедините к контактам тестер. Если напряжения нет, то соответствующая цепь в порядке, даже если тестер зарегистрирует незначительное напряжение.
10. Измерение напряжения в цепях повторяйте до тех пор, пока после извлечения очередного предохранителя прибор не покажет наличие напряжения. Пользуясь таблицей назначения предохранителей, определите круг потребителей данной цепи.
11. Отсоединяйте потребители поочередно и проверяйте напряжение в цепи. Как только тестер поле очередного отсоединения не покажет напряжения, то данный прибор неисправен.