Подбор вкладышей подшипников
Четырех цилиндровые бензиновые двигатели
1. Чтобы определить толщину требуемых вкладышей подшипников, следует определить диаметр шеек вала и рабочий зазор в подшипниках. Требуемую толщину можно рассчитать, как показано в примере в параграфе 19.
2. Дилеры фирмы Mercedes-Benz или специалисты по ремонту двигателей смогут поставить вкладыши требуемой толщины. Обратитесь к следующей таблице, показывающей какие вкладыши выпускаются.
Шести цилиндровые бензиновые двигатели
3. Толщину требуемых вкладышей можно определить также, как это описано ранее в параграфе 19 для 4 -цилиндровых бензиновых двигателей. К моменту написания руководства информация о выпускаемых вкладышей для 6 -цилиндровых бензиновых двигателей отсутствовала. Можно проконсультироваться у дилеров фирмы Mercedes-Benz. У них же можно приобрести вкладыши.
Дизельные двигатели
4. Толщину требуемых вкладышей можно определить также, как это описано ранее в параграфе 19 для 4 -цилиндровых бензиновых двигателей.
5. Дилер фирмы или специалист по ремонту двигателей может снабдить Вас требуемыми вкладышами. Обратитесь к п. 2 чтобы определить какие вкладыши выпускаются.
Проверка рабочего зазора в шатунных подшипниках
6. Очистите тыльную сторону вкладышей и поверхности нижней головки шатуна и крышки.
7. Установите вкладыши на свои места, убедившись, что выступы на каждом вкладыше попадают в вырезы на шатуне и крышке. Не прикасайтесь пальцами к рабочим поверхностям вкладышей. Если для проверки установлены "родные" шатунные вкладыши, убедитесь, что они установлены в свои исходные положения. Зазоры можно проверить двумя способами,
8. Для определения рабочего зазора первым методом установите крышку шатуна вместе с. вкладышами на шатун (проверьте что они правильно совмещены) и измерьте с помощью внутреннего микрометра или штангенциркуля внутренний диаметр подшипника, образованного шатунными вкладышами. Разница между диаметром каждой пары вкладышей и диаметром соответствующей шатунной шейки коленчатого вала дает значение рабочего зазора подшипника.
9. Второй и более точный метод состоит в использовании Plastigauge (см. параграф 19).
10. Убедитесь, что шатунные вкладыши установлены правильно. Поместите на каждую очищенную шатунную шейку коленчатого вала отрезок нити Plastigauge.
11. Установите шатуны на коленчатый вал и совместите с ними крышки шатунов, пользуясь метками, сделанными при их снятии.
12. Затяните гайки крышек шатунов и затяните их с требуемым усилием. Будьте осторожны, чтобы во время затягивания крышек не сместить нитку Plastigauge и не повернуть коленчатый вал.
13. Разберите узлы без поворота шатунов. Воспользуйтесь прилагаемым шаблоном для определения рабочих зазоров в подшипниках.
14. Если зазоры существенно отличаются от ожидаемых, это означает, что размер вкладышей выбран неправильно (или вкладыши сильно изношены, если используются "родные" вкладыши). Прежде, чем менять размер вкладышей, убедитесь, что между вкладышами не попало масло, пыль и т.д. Если полоска Plastigauge неодинаковой ширины, это может означать конусность поверхности шатунной шейки.
15. По окончании работы соскоблите ногтем, деревянным или пластмассовым скребком все следы Plastigauge.
Окончательная установка шатунов с поршнями
Замечание: При окончательной сборке шатунов настоятельно рекомендуется использовать новые болты крышек шатунных подшипников. Для выполнения этой операции потребуется приспособление для сжатия поршневых колей.
16. Описываемые в дальнейшем действия подразумевают, что крышки коренных подшипников установлены (см. параграф 19).
17. Убедитесь, что шатунные вкладыши подшипников установлены правильно, как это описано ранее. При установке новых вкладышей смойте керосином все следы защитной смазки. Вытрите вкладыши и шатуны насухо безворсовой тканью.
Рис. 20.17. Установка вкладыша на шатун
18. Смажьте зеркало цилиндров, поршни и поршневые кольца, затем уложите каждый поршень с шатуном в соответствующем порядке.
19. Начинайте с первого узла. Убедитесь, что поршневые кольца располагаются, как описано в параграфе 18. После этого сожмите их приспособлением для установки колец
20. Введите поршень с шатуном в цилиндр №4. Разверните поршень так, чтобы стрелка на его днище была направлена в сторону привода газораспределения. Пользуясь деревянной проставкой или рукояткой молотка, аккуратно втолкните поршень в цилиндр (см. рис. 20.20).
Рис. 20.20. Втолкните поршень в цилиндр при помощи рукоятки молотка
21. Убедитесь, что шатунные вкладыши установлены на свои места. Обильно смажьте шатунную шейку и поверхности обоих вкладышей. Осторожно протащите шатун вниз по цилиндру до кривошипа. Установите крышку шатуна, затяните гайки крепления рукой. Напомним, что поверхности с метками должны соответствовать друг другу (это означает, что установочные выступы на вкладышах примыкают друг к другу).
22. Слегка смажьте резьбу болтов, затем рукой заверните болты крышек шатунных подшипников (см. параграф 16 — на всех двигателях рекомендуется использовать новые болты).
23. Постепенно затяните болты с требуемым моментом. Там где предусмотрено, соблюдайте две ступени затяжки (см. рис. 20.23). При доворачивании болтов на определенный угол, для повышения точности затяжки рекомендуется использовать приспособление для измерения угла. Если измеритель угла отсутствует, нанесите белой краской метки совмещения на болт и крышку; они позволят определить угол на который довернули болты.
Рис. 20.23. Поворачивание болта крышки шатунного подшипника
24. Когда гайки крышек шатунов будут правильно затянуты, поверните коленчатый вал. Убедитесь, что он вращается свободно; если установлены новые детали, может требоваться некоторое усилие, однако не должно быть признаков заклинивания или заедания.
25. Таким же образом установите оставшиеся шатуны с поршнями.
26. Выполните следующие действия согласно типу двигателя:
- а) На 4-цилиндровых бензиновых двигателях установите поддон и головку цилиндров, как описано в части А данной Главы.
- б) На Б-цилиндровых бензиновых двигателях установите масленый насос, поддон и головку цилиндров, как описано в части Б данной Главы.
- в) На дизельных двигателях установите масляный насос, маслоотражательную пластину (там где предусмотрена), поддон и головку цилиндров, как описано в части В данной Главы.