Снятие и установка
Для снятия клапанов и пружин необходим специальный съемник. Маленький магнит может быть очень полезен для извлечения сухарей и опорных шайб пружин.
Установите головку блока цилиндров на бок на стенде. Установите съемник пружины так, чтобы упорная сторона инструмента была расположена плоскостью против головки клапана в камере сгорания, а винтовая сторона - против тарелки пружины. Медленно поворачивайте винт в направлении к тарелке, сжимая пружину. После того как пружина сожмется, покажутся сухари; соберите их магнитом, так как они легко выскальзывают из рук и теряются. Когда сухари удалены, верните назад винт съемника и снимите тарелки и пружины. Снимите съемник и выньте клапаны с другой стороны головки. Снимите маслоотражательные колпачки клапана руками и удалите опорные шайбы клапанных пружин магнитом.
Так как очень важно чтобы каждый клапан (его пружина, тарелка и опорная шайба пружины и сухари) повторно собирались из одного и того же комплекта, вы должны предохранить эти части от перемешивания. Самый лучший путь для этого -сделать держатель - прорезать отверстия в куске твердого картона. Маркируйте каждое отверстие номером цилиндра и названием клапана Вп. или Вып., соответствующим положению каждого цилиндра и клапана в головке. Когда Вы снимите каждый клапан, вставьте его в держатель и соберите шайбы, пружины, сухари и тарелки на клапанном стержне на маркированной стороне держателя. Таким образом, каждый клапан и его части хранятся вместе и могут быть поставлены обратно в головку в правильном положении.
После притирки каждого клапана в его седле (см. Притирка Клапана) стержень клапана смазывают и каждый клапан устанавливают в головку в порядке, обратном снятию, так, чтобы все части, кроме сухарей, были собраны на стержне. Всегда используйте новые маслоотражательные колпачки стержня клапана.
Установите съемник пружины, сжимайте тарелку и пружину до тех пор, пока полностью не откроется паз для сухарей на стержне клапана. Заполните паз смазкой и установите оба сухаря широким концом вверх. Медленно верните назад винт съемника до тех пор, пока тарелка пружины закроет сухари. Снимите инструмент. Легко постучите по концу стержня каждого клапана резиновым молотком, чтобы убедится в правильной посадке тарелок и сухарей.
Осмотр
Прежде, чем клапаны будут проверены, стержень, его нижний конец и вся поверхность клапана и головки должны быть очищены. Старые клапана хорошо использовать для скапывания углерода с головки клапана, а проволочная щетка или скребок могут использоваться для очистки торца клапана и области между торцом и нижней частью стержня. Не царапайте торец клапана во время чистки. Прочистите весь стержень ветошью, пропитанной разбавителем для удаления нагара.
Полный осмотр клапанов требует использования микрометра и циферблатного датчика, необходимого для измерения внутреннего диаметра направляющих клапана. Если эти инструменты вам не доступны, клапаны и головку можно отдать в мастерскую. Обращайтесь к таблице СПЕЦИФИКАЦИЯ КЛАПАНОВ для проверки клапанных стержней и направляющих. Если вышеупомянутые инструменты - в вашем распоряжении, измерьте диаметр каждого стержня клапана вверху, в середине и внизу. Измеряйте в двух направлениях (если смотреть сверху на стержень). Это - шесть измерений на клапан; запишите эти измерения сверху вниз по порядку для каждого клапана.
Используя циферблатный датчик, измерьте внутренний диаметр направляющих клапана в их основании, вершине и средней точке, снова в двух направлениях. Шесть измерений для каждой направляющей; также запишите и эти измерения.
Вычтите измеренный размер стержня клапана из измеренного внутреннего диаметра направляющей; если зазоры превышают приведенные в спецификации для зазора стержень-направляющая, замените клапан(ы). Зазор стержень-направляющая также может быть проверен в механической мастерской, где есть циферблатный датчик.
Проверьте верхушку каждого стержня клапана на образование раковин, изогнутость и ненормальный износ из-за неправильной регулировки рычага коромысла. Из-за износа кончик стержня может быть приплюснут. Если для того, чтобы сделать кончик плоским и гладким, требуется больше, чем небольшая шлифовка, клапан необходимо заменить. При шлифовке убедитесь, что Вы зафиксировали клапан надежно в зажимном приспособлении, разработанном для этой цели, так что кончик входит в контакт с шлифовальным кругом перпендикулярно под углом точно 90°. Большинство механических мастерских, которые предназначены для работы с автомобилями, оборудованы для этой работы.
Перешлифовка
Перешлифовка клапана должна выполнятся только в авторитетной механической мастерской, поскольку опыт и оборудование необходимые для этой работы недоступны среднему автовладельцу-механику. В процессе работы над клапанами, перешлифовка необходима в том случае, когда простая притирка клапанов в их седла не выправляет износ седел и торцов. Седла клапанов можно также обрезать, но и это требует специального оборудования и опыта.
Притирка клапана
Клапаны должны быть притерты в их седла после перешлифовки, для надежного уплотнения. Даже если клапаны не были перешлифованы, они должны быть притерты в головке перед повторной сборкой. Притирка - это не более, чем очень тонкое полирование металла для получения точного согласования между двумя контактирующими поверхностями.
Установите головку блока цилиндров на рабочем стенде, стороной камеры сгорания вверх. Установите головку на деревянных брусках с каждого конца, так, чтобы между верхушками направляющих клапанов и стендом было 5-8 см.
1. Слегка смажьте стержень клапана чистым машинным маслом. Покройте седло клапана полностью составом для притирки клапанов. Используйте ТОЛЬКО такое количество состава, чтобы покрыть всю поверхность седла.
2. Установите клапан в его естественное положение в головке. Присоедините конец инструмента для притирки клапана с всасывающим колпачком к головке клапана. Небольшое количество слюны во всасывающем колпачке обычно помогает его присоединению к клапану.
3. Вращайте инструмент между ладонями, часто изменяя положение и поднимая инструмент для предотвращения образования канавок. Притирайте клапан до тех пор пока станут гладкими и равномерно полированными седло и торец клапана.
4. Выньте клапан из головки. Вытрите все следы состава для притирки с торца клапана и седла. Протрите отверстие ветошью, пропитанной растворителем, и обмажьте направляющую клапана куском ветоши, пропитанной растворителем, чтобы убедится, что нет следов частиц состава внутри направляющей. Эта очистка важна, если не удалить состав, он будет притирать детали внутри двигателя во время работы.
5. Притрите по одному оставшиеся клапана. Убедитесь, что торцы клапана, седла, отверстия цилиндра и направляющие клапанов - чистые, перед повторной сборкой клапанного ряда.
Пружины клапана
Осмотр
Перпендикулярность, длина и растяжение пружины клапана должны проверяться во время разборки клапанного ряда. Разместите каждую пружину клапана на плоской поверхности рядом со стальным угольником. Измерьте длину пружины, и вращайте ее около края угольника для измерения искривления. Если длина пружины отличается (при сравнении) больше чем на 1.0 мм или если искривление превышает 1.0 мм - замените пружину.
Растяжение пружины должно проверяться пружинным тестером. Пружины, используемые на большинстве двигателей Honda, должны отличаться в пределах ½ кг одна от другой при проверке на специально выставляемых высотах.