Со стороны ступицы колес полуоси имеют универсальные шаровые шарниры (рис. 5.26).
Рис. 5.26. Полуоси: 1 - полуось, 2 - гайка, З - пружинная гайка, 4 - боковая крышка, 5 - шпилька, 6 - втулка, 7 - уплотнительное кольцо, 8 - резиновый кожух, 9 - хомутик, 10 - резиновый чехол, 11 - трехпальцевый шарнир, 12 - дисковое колесо, 13 - стопорное кольцо, 14 - болт, 15 - боковая крышка, 16 - полуось, 17 - трехпальцевый шарнир, 18 - предохранительное кольцо, 19 - хомутик, 20 - стопорное кольцо, 21 - шаровой шарнир, 22 - подшипник, 23 - уплотнительное кольцо, 24 - ступица колеса, 25 - шайба, 26 - гайка ступицы, 27 - полуось в сборе, 28 - полуось в сборе
Ниже дано описание действий по снятию/установке целой полуоси, так как в случае повреждения рекомендуется замена всей полуоси. Левая и правая полуоси - различной длины, об этом следует помнить, когда заменяется узел с одной стороны.
99% всех повреждений вызываются повреждением резинового чехла шарнира. Поэтому, негерметичный чехол следует немедленно заменить. Кожухи трехпальцевых шарниров дополнительно изолируют коробку передач от протечек масла; через растрескавшийся кожух может вытечь масло.
Замена полуоси проводится следующим образом (см. рис. 5.26 и 5.27):
Удалить большой хомут резинового чехла (19, рис. 5.26), находящийся сзади переднего колеса.
Снять резиновый чехол (10).
Очистить шарнир от смазки.
С помощью специальных щипцов растянуть стопорное кольцо (20) и в это же время передвинуть полуось в сторону коробки передач. Теперь можно снимать стопорное кольцо (20)
Глубоко вдавить полуось в коробку передач, чтобы наступило ее разъединение с шаровым шарниром.
Отвинтить боковые крышки (4) либо (15) от коробки передач.
Выдвинуть из коробки передач трехпальцевый шарнир (11 или 17). На длинной полуоси (1) так повернуть трехпальцевый шарнир (11), чтобы он находился на одной линии с вырезами в корпусе. Благодаря этому полуось будет легче вынимать.
Удалить из ступицы колеса тарелку для смазки и отвинтить гайку шейки ступицы (24).
Выдвинуть шейку из ступицы, потянув за шарнир.
Проверить степень износа шлицевой поверхности. Трехпальцевый шарнир застопорен на валу кольцом (13). Очистить шарнир (21) и проверить нет ли большого зазора и не сношены ли дорожки качения шарниров. При необходимости установить новый шарнир. Проверить зазор подшипников трехпальцевого шарнира и если он очень большой - заменить шарнир.
Проверить состояние резиновых чехлов (8) и (10), растрескавшиеся или порванные заменить Заменить уплотнительное кольцо (7) независимо от состояния втулки (6).
Способ замены уплотнителя (11) описан здесь. Сборка проводится в обратном порядке. Шарнир (21) заполнить смазкой и одеть хомуты (9) и (19) на чехлы. Напоминаем, что для затяжки хомутов изготовитель предусмотрел специальный инструмент (А.81118), который обеспечит более плотное соединение, чем обыкновенные щипцы.
Гайки шейки ступицы (26) затянуть моментом 265 Н·м. После затяжки гайки надо застопорить, сжав ее фланец инструментом А.74140/3 и А.74140/1).
Рис. 5.27. Разрез правой полуоси: а - версия устанавливаемая до сентября 1987 года, b - новая версия чехла трехпальцевого шарнира, 1 - шлицевая поверхность со стороны ступицы, 2 - стопорное кольцо, 3 - чехол шарового шарнира, 4 - вал, 5 - втулка, 6 - чехол трехпальцевого шарнира, 7 - боковая крышка, 8 - стопорное кольцо, 9 - трехпальцевый шарнир, 10 - уплотнительное кольцо, 11 - уплотнитель с шариковым подшипником, A - места заполнения смазкой Litomos 25 либо Tutela MRM2, А=23 мм, правая полуось 143 мм, левая полуось (двигатель 900/1100), А=108 мм, правая полуось, 133 мм левая полуось (двигатель 1300)