Рис. 5.9. Разрез 5-ступенчатой коробки (двигатели 900/1100/1300)
Рис. 5.10. Продольный разрез внутреннего механизма смены передач
Рис. 5.11. Разрез продольный по валу смены передач
Рис. 5.12. Поперечный разрез коробки передач
Рис. 5.13. Устройство пятиступенчатой коробки передач: 1 - вал заднего хода, 2 - пластинка стопорная, 3 - втулка, 4 - шестерня заднего хода, 5 - прокладка, 6 - гайка, 7 - шариковым подшипник, 8 - клин, 9 - шестерня пятой передачи, 10 - первичный вал, 11 - шариковый подшипник, 12 - зубчатое колесо, 13, 19 - блокирующее кольцо, 14 - стопорное кольцо, 15 - ступица синхронизатора, 16 - сухарь, 17 - стопорное кольцо, 18 - втулка муфты, 20 - зубчатое колесо второй передачи, 21, 22- игопьчатый подшипник, 23 - зубчатое колесо третей передачи, 24 - блокирующее кольцо, 25 - пружинное полукольцо, 26 - стопорное кольцо, 27 - втулка муфты, 28 - ступица синхронизатора, 29 - сухарь, 30 - стопорное кольцо, 31 - пружинные полукольца, 32 - сухарь, 33 - блокирующее кольцо, 34 - шестерня четвертой передачи, 35 - втулка шестерни четвертой передачи, 36 - подшипник, 37 - игольчатый подшипник, 38 - шестерня пятой передачи, 39 - блокирующее кольцо, 41,42 - сухарь, 43 - пружинные полукольца, 44 - стопорное кольцо, 45 - ступица синхронизатора, 46 - втулка муфты пятой передачи 47 - опорная шайба, 48 - гайка вторичного вала
Рис. 5.14. Корпус пятиступенчатой коробки передач: 1 - корпус сцепления, 2 - крышка подшипника дифференциала, 3 - корпус коробки передач, 4 - промежуточная пластина, 5 - задняя крышка
Для разборки коробки передач выполните следующие операции:
- Слить масло из коробки передач.
- Отвинтить болты резиновых чехлов и вытянуть полуоси из коробки передач.
- Из корпуса сцепления вынуть выжимной подшипник.
- Отвинтить заднюю крышку коробки передач и удалить прокладку.
- Удалить стопорные кольца с концов обоих валов.
Задняя крышка одновременно является корпусом шестерен пятой передачи. Соответствующим съемником снять с вала ступицу синхронизатора пятой передачи. Затем демонтировать шестерни пятой передачи (рис. 5.15).
Рис. 5.15. Шестерня и синхронизатор пятой передачи: 1 - зубчатое колесо, 2 - ступица синхронизатора, 3 - втулка муфты
Удалить два больших стопорных кольца, находящихся с наружной стороны обоих шариковых подшипников.
Отвинтить пластинку, закрывающую отверстия механизма, устанавливающего положение штоков, и вынуть три пружины, а также три шарика (рис. 5.16). Одна из пружин короче и относится к штоку заднего хода.
Рис. 5.16. Снятие пластинки механизма устанавливающего положение штоков
Чтобы отсоединить корпус сцепления следует отвинтить гайки снаружи корпуса, а также три гайки, находящиеся внутри корпуса сцепления.
Придерживая за корпус сцепления, снять с валов и штоков корпус коробки передач.
Снять вал заднего хода который закреплен гайкой и пластинкой (рис. 5.17). Поднять вал вверх, пластинка поднимается на шпильке, и вынуть пластинку.
Рис. 5.17. Пластинка фиксирующая вал заднего хода. закреплена гайкой и входит в канавку вала
Отвинтить болты с вилок.
Снять штоки.
Шток заднего хода потянуть вверх, пока он не выйдет из гнезда.
Вилки заднего хода вынуть вместе с шестерней.
Вынуть наружный шток 1/2 передачи, после отвинчивания болтов селектора.
Вытянуть средний шток 3/4 передачи. Он снабжен блокирующим штифтом.
Два остальные блокирующие штифта находятся в стенках между гнездами штоков. Они выпадают после наклона коробки передач.
Вилки и селектор как можно скорее вернуть на штоки, чтобы не перепутать их во время сборки.
Чтобы снять первичный и вторичный валы, надо одновременно взять шестерни обоих валов и вместе вынуть их.
От середины корпуса сцепления отвинтить болты крышки и вынуть крышку.
Снять карданную передачу.
Отвинтить обе гайки фланца вала смены передач.
Вынуть вал с резиновым мешком и уплотнительными кольцами.
Обратить внимание на положение этих колец.
Отвинтить болты, крепящие ступицу вжимного подшипника.
Вынуть ступицу вместе с подшипником первичного вала. Это легко, так как подшипник не плотно посажен в гнездо
Удалить из корпуса подшипник вторичного вала, который тоже удаляется без применения съемника. Если, тем не менее, используется съемник, то следует обратить внимание, чтобы пробка не вышла из отверстия.
Снять шестеренки с вторичного вала. Если втулки были посажены на вал слишком плотно, то надо будет выпрессовать вал из шестерен. В таком случае под шестерню первой передачи надо подвести надежную опору. Шестерни снимать по очереди.
Синхронизаторы снимаются следующим образом:
- синхронизатор 3/4 передачи: удалить специальными щипцами стопорное кольцо (рис. 5.18). После удаления кольца, оба пружинных полукольца и сухари внимательно осмотреть.
- синхронизатор 1/2 передачи: удалить пружины с обеих сторон ступицы. Ступицу и втулку муфты обозначить с одной стороны штрихом и выдавить ступицу из втулки. Проверить все шестерни. Подшипники не должны шуметь и иметь большой боковой зазор. Проверить также состояние втулок шестерен на вторичном валу. Более того, проверить износ и зазор шлицевых поверхностей вала под ступицы синхронизаторов.
Сборка коробки передач проводится в обратном порядке. При этом следует придерживаться следующих указаний:
Детали синхронизатора 3/4 передачи показаны на рисунке 5.18. Выступ стопорного кольца должен выйти в вырез под сухарь (рис. 5.19). Вдавить блокирующее кольцо в гнездо и ввести в канавку стопорное кольцо, используя при этом специальные щипцы.
Рис. 5.18. Синхронизатор 3/4 передачи
Рис. 5.19. Снятие либо установка стопорного кольца синхронизатора 3/4 передачи
Собирая синхронизатор 1/2 передачи, вложить сухари, заложить с одной стороны пружину и повернуть синхронизатор. На ступицу вставить втулку, согласно с нанесенным штрихом и вставить второе кольцо. Вторую пружину поместить так, чтобы концы обеих пружин составляли 120е.
Рис. 5.20. Ступица и втулка синхронизатора 1/2 передачи: 1 - втулка муфты с шестерней заднего хода, 2 - сухарь, 3 - ступица, 4 - пружинное кольцо
Надеть кольцо, уплотняющее вал смены передач, по рисунку 5.21.
Рис. 5.21. Размещение уплотнительных колец и пружины на валу смены передач: 1 - уплотнительное кольцо, 2 - подкладка, 3 - пружина, 4 - вал смены передач
Фаска края втулки муфты синхронизатора 1/2 передачи должна находиться напротив фаски шестерни заднего хода.
В синхронизаторе пятой передачи ступица снабжена канавкой для смазки. Канавка во время монтажа должна быть направлена в сторону шестерни пятой передачи.
Чтобы установить пружинные шайбы под стопорное кольцо вторичного вала следует воспользоваться обрезном трубы и длинным болтом, который ввинчивается в шейку вала. Обе шайбы сложить выпуклостью наружу и вставить на вал. На валу поместить осадочное кольцо, как можно ближе к шайбам, а затем одеть трубу и ввинтить болт. При завинчивании болта сдавливаются пружинные шайбы и вдавливается стопорное кольцо. Наблюдать сборку. Когда кольцо окажется напротив канавки, вбить его маленьким стержнем. Проверить перед вывинчиванием болта хорошо ли село кольцо по всему контуру. Шайбы устанавливаются с большим усилием, что обеспечивает отсутствие зазора между шестернями вала.
Большое стопорное кольцо одевается с наружной стороны подшипника только в определенном положении.
Во время установки штоков нельзя забывать об установке двух блокирующих штифтов в отверстия внутри корпуса и длинного штифта в конец штока 3/4 передачи. Во время установки пружин и шариков, определяющих положение штоков, обратить внимание, чтобы короткая пружина (обозначенная зеленым цветом) находилась с левой стороны (относится к передаче заднего хода). Положение других пружин произвольное.
После установки всех частей можно проводить регулировку начального нагружения подшипников главной передачи. На кольцо подшипника положить не одну толстую, а две тонкие регулировочные прокладки и привинтить регулировочное кольцо, а также гайки без пружинных шайб. Гайки затянуть постепенно по контуру так. чтобы кольцо было ровно прижато со всех сторон. Если это не так значит кольцо криво установлено и надо снова ослабить гайки. Затянуть гайки, установив одинаковый зазор по всему контуру.
Запомнить толщину вставленного с определенным усилием щупа. Отвинтить кольцо и микрометром определить толщину подложенных регулировочных прокладок. От полученной величины отнять толщину щупа и дополнительно 0 04 мм. Результат даст нам толщину шайбы, которую следует теперь дополнительно заложить под кольцо подшипника со стороны регулировочного кольца
Привинтить кольцо, затянув гайки моментом 10 Н·м. В конце установить выжимной подшипник и подготовить коробку передач к установке. На рисунке 5.22 показано правильное положение элементов коробки передач.
Нельзя забывать о заливке коробки передач маслом в количестве 2.4 литра. Перед сборкой коробки передач необходимо внимательно проверить все детали. Надо проверить все шестерни нет ли на них следов износа, трещин, сколов. При необходимости шестерню надо заменить, вместе с парным ей зубчатым колесом.
Подшипники, которые слишком громко работают или имеют в сухом состоянии слишком большой боковой зазор требуют замены. Вторичный вал не должен иметь следов износа или шлицевые поверхности с острыми краями
Проверить синхронизаторы, не изношены ли и не имеют ли сколов их внешние поверхности и зубцы. Заменить все прокладки и уплотнительные кольца, так как это обойдется дешевле, чем повторная разборка негерметичной коробки передач. Первичный и вторичный валы можно закрепить в центрах токарного станка и проверить их биение, которое не должно превышать 0.05 мм. Искривленные валы нельзя править, они требуют замены.
Рис. 5.22. Коробка передач в сборе
Проверить не искривлены ли вилки. Штоки должны легко двигаться в своих гнездах в коробке передач. В случае заеданий заменить соответствующую часть либо устранить дефект. Способ снятия дифференциала описан в предыдущем разделе. На рисунке 5.23 показаны элементы разобранного дифференциала. Шестеренки карданной передачи неплотно соединены между собой, поэтому во время замены вторичного вала не возникает необходимость замены ведомого колеса, если, конечно, оно не повреждено.
Рис. 5.23. Механизм и детали дифференциала: 1 - подшипник, 2 - крепежный болт, 3 - стопорная пластинка, 4 - часть корпуса, 5 - опорная шайба, 6 - корончатое зубчатое колесо, 7 - сателит, 8 - ось сателитов, 9 - сателлит, 10 - корончатое зубчатое колесо, 11 - опорная шайба, 12 - часть корпуса, 13 - зубчатое колесо главной (карданной) передачи, 14- подшипник 15 - peгулировочная шайба
Проверить износ конических подшипников, а также состояние дорожки качения подшипника в корпусе сцепления. При необходимости наружное кольцо выбить из гнезда в корпусе. Перед разборкой дифференциала измерить зазор между плоскими (коронатыми) зубчатыми колесами и сателлитами. Для этого надо придерживать корончатое зубчатое колесо и покачать один из сателлитов в обоих направлениях. Допускается наличие только едва ощутимого зазора, который можно уменьшить более толстой опорной шайбой (5, рис. 5.23).
Отвинтить болты дискового колеса. Этим вы удалите предохранение оси сателлитов.
Выбить ось сателлитов соответствующим стержнем.
Вынуть сателлиты и корончатые зубчатые колеса. Проверить состояние зубчатых колес и их гнезд, поврежденные детали следует заменить. Во время сборки зубчатые колеса и сателлиты соединить и вставить в корпус. Вставить ось сателитов и вращать ее до тех пор, пока отверстие в валу не совпадет с отверстием в корпусе, а затем вставить штифт. Зубчатое колесо тросика спидометра выбивается соответствующим стержнем. Для установки конического подшипника следует использовать соответственно подобранную втулку, которая приставляется к внутренней втулке подшипника.