Зубчатый ремень необходимо заменять строго в соответствии с графиком технического обслуживания или чаще, особенно, если он загрязнен маслом.
Для блокирования от проворачивания коленчатого и распределительного валов FIAT рекомендует использовать специальные инструменты. При отсутствии этих инструментов после снятия зубчатого ремня возможно проворачивание коленчатого или распределительного вала, при этом будет нарушен момент открытия или закрытия клапанов и двигатель не будет работать должным образом, а в наихудшем случае возможно соударение поршней и клапанов.
Для регулировки натяжения зубчатого ремня необходимо использовать специальный инструмент Fiat 1860876000, который необходим для поворота шкива натяжного устройства зубчатого ремня, так как обычными инструментами невозможно отрегулировать натяжение ремня. При необходимости инструмент можно изготовить самостоятельно из стальной полосы по размерам, приведенным на рисунке 4.23.
При отсутствии специальных блокирующих инструментов при снятии и установке зубчатого ремня необходимо проявлять большую осторожность, чтобы не провернуть шкивы зубчатого ремня. Проверьте наличие на шкивах меток, которые должны быть совмещены с метками на головке или блоке цилиндров. При отсутствии меток перед снятием зубчатого ремня нанесите их.
При отсутствии специальных блокирующих инструментов можно успешно заменить зубчатый ремень, однако, если не были приняты меры предосторожности, может быть нарушена регулировка газораспределительного механизма, в результате чего будет нарушена характеристика двигателя. В этом случае после замены зубчатого ремня необходимо проверить установку фаз газораспределения у дилера Fiat.
Снятие
Снимите ремень привода навесного оборудования со шкива коленчатого вала и выверните свечи зажигания.
Для исключения проворачивания коленчатого вала зубчатый венец маховика можно заблокировать соответствующим стальным инструментом, для чего снимите защитную пластину, расположенную в основании картера коробки передач, и болтами прикрепите инструмент к выступу картера, при этом инструмент должен войти в зацепление с зубьями маховика (рис. 4.12).
Рис. 4.12. Снятие крышки, закрывающей нижнюю часть маховика
Ослабьте гайку крепления шкива коленчатого вала.
По меткам на шкиве и кожухе зубчатого ремня повторно установите поршень первого цилиндра в ВМТ. Для исключения проворачивания коленчатого вала затяните стояночный тормоз и включите 4-ю или 5-ю передачу.
Для облегчения последующей установки краской нанесите линию совмещения на датчике (расположенном в нижней правой части шкива) и шкиве.
Отверните гайку крепления шкива коленчатого вала и снимите шкив (рис. 4.13, 4.14).
Рис. 4.13. Отворачивание гайки крепления шкива коленчатого вала | Рис. 4.14. Снятие шкива с коленчатого вала |
Выверните восемь болтов и снимите кожух зубчатого ремня (рис. 4.15). Отметьте расположение болтов и шайб, так как они имеют различные размеры. При необходимости снимите резиновую прокладку, установленную между внешним и внутренним кожухами зубчатого ремня.
Рис. 4.15. Снятие кожуха зубчатого ремня
При отсутствии специальных блокирующих инструментов по мере необходимости перед снятием зубчатого ремня нанесите метки совмещения на шкивы распределительных валов.
В частности, отметьте взаимное положение шкивов распределительных валов. Лучше всего это сделать, если разместить прямой край линейки по центрам шкивов распределительных валов и маркером провести линию на торцах шкивов (рис. 4.16).
Рис. 4.16. Использование линейки для нанесения меток, определяющих взаимное положение шкивов распределительных валов
Если на шкиве коленчатого вала отсутствуют очевидные метки, нанесите их, несмотря на то, что шкив может быть установлен на коленчатый вал только в одном положении.
Для фиксации распределительных валов необходимо использовать специальные инструменты Fiat 1860874000, которые представляют собой модифицированные торцевые крышки корпусов распределительных валов со шпоночными пазами на внутренних поверхностях, которые совмещаются со шпоночными пазами в торцах распределительных валов и предотвращают их проворачивание, при этом сохраняются фазы газораспределения (рис. 4.17). Для доступа к торцевым крышкам корпусов распределительных валов отсоедините разъем LT катушки зажигания, выверните болты крепления катушки зажигания и отведите ее в сторону вместе с высоковольтными проводами.
Рис. 4.17. Размеры специальных инструментов Fiat 1860874000, предназначенных для блокирования распределительных валов: А - для распределительного вала впускных клапанов; В - для распределительного вала выпускных клапанов
Ослабьте гайку на натяжном устройстве зубчатого ремня, отведите шкив от ремня и, для удержания шкива в отведенном положении, затяните гайку (рис. 4.18). Если не используются инструменты для блокирования распределительных валов, после ослабления натяжения ремня усилие от клапанных пружин немного повернет распределительные валы. Отметьте это перемещение и компенсируйте его при установке нового ремня.
Рис. 4.18. Ослабление гайки натяжного устройства зубчатого ремня
Снимите зубчатый ремень со шкивов распределительных валов, при этом соблюдайте осторожность, чтобы не провернуть незаблокированные валы (рис. 4.19). Имейте в виду, что шкив коленчатого вала установлен на коленчатый ваг по скользящей посадке, поэтому не снимите шкив вместе с зубчатым ремнем.
Рис. 4.19. Снятие зубчатого ремня со шкивов распределительных валов
Установка
Перед установкой нового ремня убедитесь, что все установочные метки совмещены, при этом метки на шкивах распределительных валов должны располагаться как можно ближе друг к другу.
Если используются специальные инструменты, блокирующие распределительные валы, ослабьте болты крепления шкивов распределительных валов, в результате чего шкивы могут быть немного повернуты при установке и натяжении зубчатого ремня. При ослаблении болтов крепления шкивов распределительных валов специальным инструментом удерживайте шкивы от проворачивания.
Если специальные блокирующие инструменты не используются, нежелательно ослаблять болты крепления шкивов распределительных валов, если это не совсем необходимо. Если зубья зубчатого ремня не будут точно совмещаться с зубьями шкивов, ослабьте болты и немного поверните оба шкива распределительных валов в одном и том же направлении.
Установите зубчатый ремень так, чтобы стрелка на ремне совпала с направлением его вращения.
Установите зубчатый ремень сначала на шкив коленчатого вала, затем вокруг шкива промежуточного вала, направляющего ролика и шкив распределительного вала впускных клапанов.
Если не используются специальные блокирующие инструменты, немного поверните шкив распределительного вала выпускных клапанов до совмещения установочных меток и установите ремень на шкив (рис. 4.20, 4.21).
Рис. 4.20. Установка зубчатого ремня на шкив распределительного вала выпускных клапанов | Рис. 4.21. Использование специального инструмента для поворота шкива распределительного вала выпускных клапанов при установке зубчатого ремня |
В последнюю очередь установите зубчатый ремень на шкив механизма натяжения. Убедитесь, что любое провисание ремня находится со стороны механизма натяжения зубчатого ремня (рис. 4.22).
Рис. 4.22. Последовательность установки зубчатого ремня на шкивы двигателя: 1 - шкив коленчатого вала; 2 -шкив промежуточного вала (привод масляного насоса); 3 - направляющий ролик; 4 - шкив распределительного вала впускных клапанов; 5 - шкив распределительного вала выпускных клапанов; 6 - шкив натяжного устройства
Натяжение зубчатого ремня
С использованием специального инструмента
Для регулировки натяжения зубчатого ремня необходимо использовать специальный инструмент Fiat 1860876000, который необходим для поворота шкива натяжного устройства зубчатого ремня, так как обычными инструментами невозможно отрегулировать натяжение ремня. При необходимости инструмент можно изготовить самостоятельно из стальной полосы по размерам, приведенным на рисунке 4.23.
Рис. 4.23. Размеры специального инструмента для установки шкива натяжного устройства зубчатого ремня
Установите специальный инструмент Fiat 1860876000 в положение, показанное на рисунке 4.24.
Рис. 4.24. Использование специального инструмента Fiat 1860876000 для регулировки натяжения зубчатого ремня: 1 - указатель механизма натяжения; 2 - установочная метка
Ослабьте гайку крепления механизма натяжения и гаечным ключом поверните специальный инструмент и, естественно, шкив механизма натяжения против часовой стрелки.
Первоначально механизм натяжения должен быть установлен в положение максимального натяжения ремня, при этом необходимо прилагать к гаечному ключу умеренное усилие, а указатель механизма натяжения должен пройти за установочную метку. Затяните гайку крепления механизма натяжения.
Если ослаблялись болты крепления шкивов распределительных валов, затяните их, при этом удерживайте шкивы от проворачивания.
Снимите все блокирующие инструменты или установите коробку передач в нейтральное положение. Временно наверните гайку крепления шкива коленчатого вала и проверните коленчатый вал двигателя на два оборота в нормальном направлении вращения. Проверьте совмещение всех установочных меток.
Ослабьте гайку крепления механизма натяжения и совместите указатель с установочной меткой. Удерживая механизм натяжения в этом положении, затяните гайку крепления механизма натяжения требуемым моментом.
Без использования специального инструмента
Возьмите полоску толстого металла и просверлите в ней два отверстия на расстоянии 125 мм. Выверните два болта крепления основания механизма натяжения и этими же болтами прикрепите полоску (рис. 4.25, 4.26).
Рис. 4.25. Установка пластинки с двумя отверстиями | Рис. 4.26. Крепление пластинки двумя болтами |
Ослабьте гайку крепления механизма натяжения.
Вставьте большую отвертку или пробойник с тонким жалом в щель механизма натяжения и как рычагом отведите шкив механизма натяжения от стальной полоски (рис. 4.27). Не опирайте инструмент в поверхность пластмассового шкива механизма натяжения, так как он будет поврежден.
Рис. 4.27. Использование пробойника для отведения шкива механизма натяжения от стальной полоски
В первую очередь устраните провисание зубчатого ремня, затем отведите шкив механизма натяжения от стальной полоски так, чтобы указатель механизма натяжения прошел за установочную метку (рис. 4.28). Для удержания пружины механизма натяжения в этом положении затяните гайку крепления механизма натяжения.
Рис. 4.28. Использование пробойни ка для натяжения зубчатого ремня
Если ослаблялись болты крепления шкивов распределительных валов, затяните их, при этом удерживайте шкивы от проворачивания.
Снимите все блокирующие инструменты или установите коробку передач в нейтральное положение. Временно наверните гайку крепления шкива коленчатого вала и проверните коленчатый вал двигателя на два оборота в нормальном направлении вращения. Проверьте совмещение всех установочных меток (рис. 4.29).
Рис. 4.29. Проверка совмещения установочных меток шкивов распределительных валов
Вставьте большую отвертку или пробойник с тонким жалом в щель механизма натяжения для отпускания шкива механизма натяжения и уменьшения усилия пружины в механизме натяжения.
Ослабьте гайку крепления механизма натяжения и, постепенно отпуская пружину механизма натяжения, совместите указатель с установочной меткой (рис. 4.30). Удерживая механизм натяжения в этом положении, затяните гайку крепления механизма натяжения требуемым моментом.
Рис. 4.30. Отпускание пружины механизма натяжения до совмещения указателя с установочной меткой
Окончательная установка
Установите кожух зубчатого ремня с резиновой прокладкой и закрепите его восьмью болтами, вставленными в свои первоначальные положения.
Установите шкив ремня привода навесных агрегатов, совмещая штифт на шкиве с пазом на шкиве привода зубчатого ремня, при этом убедитесь, что метка на шкиве совместилась с датчиком ВМТ (рис. 4.31). Удерживая маховик от проворачивания, наверните гайку крепления шкива и затяните ее требуемым моментом (рис. 4.32).
Рис. 4.31. Расположение паза на шкиве зубчатого ремня коленчатого вала | Рис. 4.32. Наворачивание гайки крепления шкива коленчатого вала |
Если коленчатый вал не проворачивался, проверьте совмещение меток на шкиве коленчатого вала и кожухе зубчатого ремня.
Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию, установите ремень привода навесных агрегатов и отрегулируйте его натяжение.