Примечание. После снятия зубчатого ремня проверьте состояние водяного насоса (на отсутствие утечек охлаждающей жидкости). Это может исключить снятие зубчатого ремня через некоторое время, если водяной насос выйдет из строя.
Рис. 3.4. Ремень привода газораспределительного механизма: 1 - распределительный вал; 2 - рычаг привода клапана; 3 - гидравлический толкатель; 4 - сухари; 5 - верхняя тарелка пружины; 6 - пружина клапана; 7 - маслоотражательный колпачок; 8 - нижняя тарелка пружины; 9 - направляющая втулка; 10 - клапан; 11 - шкив распределительного вала; 12 - шкив водяного насоса; 13 - ролик натяжного устройства; 14 - шкив коленчатого вала; 15 - ремень привода газораспределительного механизма; 16 - нижний задний кожух зубчатого ремня; 17 - верхний задний кожух зубчатого ремня; 18 - крышка ремня привода газораспределительного механизма
Зубчатый ремень приводит в действие распределительный вал и водяной насос, а сам приводится в действие шкивом, расположенным на правом конце коленчатого вала. В случае проскальзывания или разрыва ремня при работе двигателя будет нарушен момент открытия или закрытия клапанов или произойдет соударение поршней и клапанов, в результате чего потребуется дорогостоящий ремонт двигателя.
Зубчатый ремень необходимо заменять строго в соответствии с графиком технического обслуживания или чаще, особенно, если он загрязнен маслом.
Для блокирования от проворачивания коленчатого и распределительного вала FIAT рекомендует использовать два специальных инструмента. При отсутствии этих инструментов после снятия зубчатого ремня возможно проворачивание коленчатого или распределительного валов, при этом будет нарушен момент открытия или закрытия клапанов и двигатель не будет работать должным образом, в наихудшем случае возможно соударение поршней и клапанов.
При отсутствии специальных инструментов при снятии и установке зубчатого ремня необходимо проявлять осторожность, чтобы случайно не провернуть коленчатый или распределительный вал. На шкивах коленчатого или распределительного вала имеются метки, которые необходимо совместить с метками на головке цилиндров или корпусе масляного насоса. При отсутствии меток перед снятием ремня нанесите их.
Снятие
При снятии ремня привода газораспределительного механизма предварительно необходимо снять следующее:
- головку цилиндров или распределительный вал;
- водяной насос;
- сальник коленчатого вала.
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Поднимите переднюю часть автомобиля и закрепите на подставках. Снимите правое переднее колесо.
Для облегчения проворачивания коленчатого вала выверните все свечи зажигания.
Снимите подкрылок правого переднего колеса.
Снимите верхнюю защиту насоса усилителя рулевого управления.
Снимите ремень привода навесного оборудования.
Выверните два болта и снимите кронштейн трубки системы охлаждения с верхнего кожуха зубчатого ремня привода газораспределительного механизма (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Выворачивание болта крепления кронштейна трубки системы охлаждения к верхнему кожуху ремня
Выверните шесть болтов и снимите верхний кожух зубчатого ремня привода газораспределительного механизма (рис. 3.6).
Рис. 3.6. Снятие верхнего кожуха зубчатого ремня привода газораспределительного механизма
Выверните болты крепления шкива коленчатого вала.
Установите поршень первого цилиндра в ВМТ. Проворачивайте коленчатый вал двигателя ключом за центральный болт крепления шкива к коленчатому валу в направлении его нормального вращения. Также провернуть коленчатый вал можно при помощи поднятого переднего колеса и включенной 4-й или 5-й передаче.
Выверните два болта и снимите нижний кожух зубчатого ремня привода газораспределительного механизма (рис. 3.7).
Рис. 3.7. Расположение болтов крепления нижнего кожуха зубчатого ремня
Снимите крышку головки цилиндров.
При отсутствии специальных инструментом нанесите метки, определяющие положение шкивов. Если крышка головки цилиндров снята, нанесите метки совмещения на левом конце распределительного вала и левой крышке подшипника распределительного вала (рис. 3.8). Если предполагается снятие шкива распределительного вала, нанесите на шкив и распределительный вал метки, определяющие их взаимное положение (рис. 3.9).
Рис. 3.8. Места нанесения меток совмещения на распределительный вал и левую крышку подшипника распределительного вала | Рис. 3.9. Места нанесения меток совмещения на распределительный вал и шкив распределительного вала |
Выверните два болта, расположенные по краям в нижней части блока цилиндров около масляного поддона.
Установите специальный инструмент Fiat 1 860 901 000 на картере масляного насоса, при этом отверстие в инструменте должно установиться на штифт шкива коленчатого вала (рис. 3.10).
Рис. 3 10. Специальный инструмент Fiat 1 860 901 000 для блокировки коленчатого вала
Рис. 3.11. Установка специального инструмента Fiat 1 860 901 000 (1) для блокировки коленчатого вала и расположение штифта (2) шкива коленчатого вала
Двумя болтами закрепите специальный инструмент на картере масляного насоса.
Снимите трубку подачи смазки к крышкам подшипников распределительного вала и пронумеруйте крышки со стороны ремня привода газораспределительного механизма.
Выверните болты, снимите крышку подшипника №2 и вместо нее установите специальный инструмент Fiat 1.860.899.000, который зафиксирует распределительный вал в исходном положении (рис. 3.12).
Рис. 3.12. Специальный инструмент Fiat 1 860 899 000 для блокировки распределительного вала
Рис. 3.13. Установка специального инструмента Fiat 1 860 899 000 (1) для блокировки распределительного вала
Ослабьте гайку крепления ролика натяжного устройства ремня привода газораспределительного механизма и снимите ремень. Если ослабить гайку крепления натяжного ролика более, чем на один оборот, натяжной ролик может сойти с оси. При снятии зубчатого ремня без его замены убедитесь, что на ремне имеются метки, определяющие направление его вращения. Если метки стерлись, нанесите их.
Установка
Примечание. В случае замены ремня привода газораспределительного механизма также желательно заменить ролик натяжного устройства.
Предупреждения!
- При установке зубчатого ремня строго соблюдайте направление его вращения в соответствии с метками, нанесенными на ремне.
- Не поворачивайте коленчатый вал двигателя в направлении, противоположном рабочему.
При использовании специальных инструментов ослабьте болт крепления шкива распределительного вала, который может незначительно провернуться при установке и натяжении зубчатого ремня. При отворачивании болта крепления шкива специальным инструментом Fiat 1.860.831.000 удерживайте его от проворачивания.
Если специальные инструменты не используются, необязательно ослаблять болт крепления шкива распределительного вала. Однако, если зубья зубчатого ремня не совмещаются с зубьями шкива распределительного вала, желательно ослабить болт крепления шкива и немного повернуть шкив.
Установите ремень привода газораспределительного механизма на шкив коленчатого вала, при этом метки на ремне должны совпадать с направлением его вращения.
Последовательно натягивая, установите ремень привода газораспределительного механизма на шкив распределительного вала, затем на шкив водяного насоса и, наконец, на ролик натяжного устройства.
Специальным инструментом Fiat 1.860.443.000 поверните ролик натяжного устройства против часовой стрелки до максимального натяжения ремня, при этом указатель ролика натяжного устройства должна быть направлена вверх, и затяните гайку крепления ролика.
Снимите специальный инструмент Fiat 1.860.899.000 и установите на место крышку подшипника №2 и трубку для подачи смазки.
Снимите специальный инструмент Fiat 1.860.901.000, блокирующий шкив коленчатого вала, и проверните коленчатый вал двигателя на два оборота в рабочем направлении так, чтобы шкив коленчатого вала можно было заблокировать.
Рис. 3.14. Регулировка натяжения зубчатого ремня: 1 - указатель ролика натяжного устройства; 2 - отверстие на картере
Ослабьте гайку крепления ролика натяжного устройства.
Для регулировки натяжения ремня привода газораспределительного механизма маленькой монтировкой как рычагом поверните ролик натяжного устройства до максимального натяжения ремня, затем поверните его так, чтобы указатель натяжного устройства совместился с отверстием на картере.
Снимите специальный инструмент Fiat 1.860.901.000, блокирующий шкив коленчатого вала, и проверьте, что указатель натяжного устройства совмещен с отверстием на картере.
Установите верхний кожух зубчатого ремня.
Установите на верхнем кожухе зубчатого ремня кронштейн трубки системы охлаждения.
Установите ремень привода навесного оборудования и отрегулируйте его натяжение.
Установите верхнюю защиту насоса усилителя рулевого управления.
Установите подкрылок правого переднего колеса.
Вверните свечи зажигания.
Установите колесо.
Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
Опустите автомобиль.