Предупреждение! Обязательно заменяйте все колодки на одной оси автомобиля, даже если изношена только одна из них. Если старые тормозные колодки устанавливают снова, перед снятием их необходимо промаркировать. Каждый раз при работе с тормозной системой помните, что при работе тормозных колодок образуется тормозная пыль, которая содержит асбест, вредный для здоровья, поэтому при очистке тормозных колодок не пользуйтесь сжатым воздухом и не вдыхайте пыль. Для очистки тормозных механизмов используйте только специальный очиститель тормозов.
1. Заблокируйте передние колеса упорами, поднимите заднюю часть автомобиля и закрепите на подставках. Снимите задние колеса.
2. Снимите пружинный зажим, крепящий фиксатор, удерживающий тормозные колодки, затем извлеките фиксатор из суппорта (рис. 9.18, 9.19).
Рис. 9.18. Снятие пружинного зажима, крепящего фиксатор задних тормозных колодок | Рис. 9.19. Извлечение фиксатора задних тормозных колодок из суппорта |
3. Используя плоскогубцы, извлеките внутреннюю и внешнюю тормозные колодки из суппорта (рис. 9.20). Отметьте расположение натяжных пружин и снимите их с каждой колодки.
Рис. 9.20. Извлечение задних тормозных колодок из суппорта
4. Измерьте толщину накладки каждой тормозной колодки. Если фрикционная накладка какой-либо из колодок изношена больше других или загрязнена маслом или смазкой, необходимо отыскать и устранить источник этого. Также, тормозные колодки необходимо заменить, если хотя бы одна из них загрязнена маслом или смазкой, так как с тормозных колодок нельзя полностью удалить масло или смазку.
5. Если состояние накладок тормозных колодок позволяет их дальнейшую эксплуатацию, очистите их, используя чистую проволочную щетку и ветошь.
6. Перед установкой колодок проверьте, чтобы направляющие пальцы свободно перемещались в держателе суппорта и что не повреждены резиновые защитные чехлы направляющих пальцев. Очистите пыль и грязь с суппорта и поршня. Проверьте состояние пылезащитного уплотнения вокруг поршня.
7. Если будут устанавливаться новые тормозные колодки, вращая по часовой стрелке, вверните поршень в суппорт. Это можно сделать соответствующим стержнем квадратного сечения или плоской отверткой, вставленной в пазы поршня (рис. 9.21). При вворачивании поршня тормозная жидкость вытесняется из тормозного цилиндра в бачок. Поэтому постоянно наблюдайте за уровнем жидкости в бачке и, при необходимости, откачайте ее.
Рис. 9.21. Использование отвертки для вворачивания поршня в суппорт
8. Поверните поршень так, чтобы его паз располагался горизонтально. Это необходимо для того, чтобы выступ на внутренней колодке совместился с пазом поршня.
9. Установите на тормозные колодки натяжные пружины, затем установите внешнюю тормозную колодку в корпусе суппорта так, чтобы фрикционная накладка была направлена к тормозному диску. Установите внутреннюю колодку в суппорт, при этом выступ на колодке должен совместиться с пазом поршня (рис. 9.22).
Рис. 9.22. Совмещение выступа на колодке с пазом поршня при установке внутренней тормозной колодки
10. Убедитесь, что концы натяжных пружин на обеих колодках установлены правильно, вдвиньте на место фиксатор и закрепите его пружинным зажимом.
11. Несколько раз нажмите педаль тормоза для того, чтобы колодки прижались к тормозному диску.
12. Выполните вышеперечисленные действия на втором заднем колесе.
13. Проверьте регулировку троса стояночного тормоза, как описано в главе 17, затем установите колеса, опустите автомобиль и затяните болты крепления колес требуемыми моментами.
14. Проверьте уровень тормозной жидкости.
15. После установки новых тормозных колодок они не будут обеспечивать эффективного торможения до их притирки. Поэтому в течение пробега первых 160 км в максимально возможной степени избегайте резкого торможения.