Повреждения подшипников обусловлены недостатком смазки, наличием грязи или посторонних частиц, перегрузкой двигателя и коррозией. Независимо оттого, почему повреждены подшипники, эта причина должна быть устранена до того, как двигатель собран.
Типичные повреждения вкладышей:
I — поверхность поцарапана (на рабочий слой вкладыша подшипника попали инородные частицы);
II — верхний слой потерт (недостаток масла);
III — отполированные участки (неправильное размещение вкладыша);
IV — верхний слой стерт полностью (шейка сведена на конус);
V — износ края вкладыша;
VI — кратеры или карманы (усталость металла).
При проверке подшипников снимите их из блока цилиндров, крышек коренных подшипников, шатунов и их крышек и разложите их на чистой поверхности в том же порядке, как они стоят в двигателе. Это позволит определить причину повреждений для каждой конкретной шейки вала.
Грязь и посторонние частицы впрессовываются в мягкий материал вкладышей. Большие частицы не могут впрессовываться полностью и будут царапать подшипник и шейку вала. Эта причина устраняется тщательной очисткой всех деталей и поддержанием их в чистоте при сборке. Также рекомендуется, как можно чаще менять масло и масляный фильтр.
Недостаток смазки имеет несколько взаимосвязанных причин. Избыточное тепло (которое делает масло жидким), перегрузка (приводит к выдавливанию масла из подшипника), утечка или выброс масла (из-за слишком большого зазора подшипника, изношенности масляного насоса или больших оборотов двигателя) могут приводить к недостатку смазки. Перекрытие масляных каналов, обычно возникающее в результате несовпадения отверстий для масла при сборке подшипника, также нарушает смазку подшипника и приводит к ее разрушению. Когда причиной повреждения подшипника является недостаток смазки, материал подшипника стирается или выдавливается со стальной основы вкладыша. Температура может подняться настолько, что стальная основа приобретет голубой цвет от перегрева,
Характер вождения автомобиля также может влиять на время жизни подшипника. Работа на низких оборотах при высокой передаче (перегрузка двигателя) приводит к очень высоким нагрузкам на подшипник и вызывает выдавливание масляной пленки. Эти нагрузки вызывают изгиб подшипников, что приводит к растрескиванию поверхности (усталостные разрушения). В конце концов, материал подшипников выкрашивается и уносится со стальной основы. Езда на короткие расстояния приводит к коррозии подшипников, так как двигатель недостаточно прогревается для удаления сконденсировавшейся воды и агрессивных газов. Они накапливаются в масле, образуя кислоты и осадок. Когда масло попадает в подшипники, кислота вызывает коррозию материала подшипника.
Неправильная установка подшипника также может привести к ее разрушению. Сильно затянутые подшипники имеют уменьшенный масляный зазор, что приводит к недостатку смазки. Грязь или посторонние частицы также разрушают подшипники.