Термостат двигателя серии М51: 4 - корпус термостата; 5 - болт для удаления воздуха; 6 - термостат; 7 - уплотнительное кольцо; 10 - болт с шестигранной головкой.
Термостат двигателя серии М52: 4 - корпус термостата; 5 - термостат; 6 - уплотнительное кольцо; 7 - плоская прокладка; 8 - болт с резьбой М6; 9 - болт с резьбой М8.
Термостат при прогреве двигателя открывает большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Если термостат остается закрытым из-за неисправности, то двигатель будет слишком горячим. Это можно определить по тому, что стрелка показателя температуры находится в красной области, а радиатор остается холодным. Неисправный термостат может также остаться открытым после охлаждения жидкости в двигателе. Это можно определить по тому, что двигатель не достигает своей рабочей температуры или стрелка указателя температуры поднимается медленнее, чем раньше или отопитель работает неэффективно в холодное время года.
Внимание: Когда двигатель после короткой поездки становится горячим, то это может иметь причиной забивание радиатора известковыми отложениями.
Снятие
Снимите вентилятор.
Слейте немного охлаждающей жидкости и соберите ее.
Снимите шланг с корпуса термостата (с передней стороны блока цилиндров), для чего ослабьте хомут.
Открутите болты и снимите проушину для подъема двигателя. Освободите оболочку для проводов из зажимов и снимите ее.
Открутите болты и снимите крышку корпуса термостата.
Пометьте положение термостата и снимите его.
Проверка
Нагрейте термостат в емкости с водой. При этом термостат не должен касаться стенок емкости. Температуру нужно измерять подходящим термометром.
При температуре около 88°С клапан термостата начнет открываться. Температура открывания термостата также указана на его поверхности.
Проверьте, расширяется ли термостат и закрывается ли он снова, и соответствует л и температура открывания указанному на нем значению.
Внимание: Ход клапана термостата должен составлять 8,0 мм.
Установка
Очистите уплотняемые поверхности корпуса и крышки.
Серия М52: вставьте термостат в головку блока цилиндров так, чтобы стрелка на нем была направлена вверх.
Серия М51 и М30: вставьте термостат так, чтобы клапан для удаления воздуха был направлен вверх. Он находится при установленной крышке в ее выемке.
Слегка смажьте новое уплотнительное кольцо глицерином и вставьте кольцо.
Серия 52: всегда заменяйте плоскую бумажную прокладку.
Установите корпус термостата и равномерно затяните болты его крепления моментом 10 Нм.
Внимание: Не затягивайте болты слишком туго. На 6-цилиндровом бензиновом двигателе не забудьте про проушину для подъема двигателя. Затяните болты ее крепления.
Серия М70: вставьте термостат так, чтобы клапан для удаления воздуха (1) был направлен вверх. Установите новое уплотнение (2).
Закрепите оболочку проводов зажимами. Установите вентилятор и его крышку. Залейте охлаждающую жидкость в систему и удалите воздух из системы охлаждения. Прогрейте двигатель, пока вязкостная муфта не включит вентилятор. Проверьте, теплый ли радиатор внизу и есть ли утечки на корпусе термостата. При наличии неплотностей немного подтяните болты.
Термостат двигателя М30: 1 - шланг; 2 - скоба; 3 - хомут; 4 - шестигранный болт М6х25/М6х35/М6х70; 5 - пружинная шайба; 6 - крышка; 7 - болт выпуска воздуха; 8 - прокладка; 9 - термостат; 10 - уплотнительное кольцо.
Элементы корпуса термостата двигателя М30: 1 - корпус термостата; 2 - прокладка; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - термический клапан; 5 - вакуумный шланг, черный; 6 - выключатель термический; 7 - датчик температуры устройства впрыска; 8 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 9 - термический выключатель; 10 - резьбовая пробка; 11 - медное уплотнительное кольцо; 12 - шестигранная гайка; 13 - пружинная шайба; 14 - зажимной хомут шланга; 15, 16 - шланг.