На валу водяного насоса впереди накручен вентилятор. Этот вентилятор служит для обеспечения дополнительного потока воздуха через радиатор. В вентиляторе находится вязкостная муфта. Как только воздух, идущий от радиатора, достигает температуры около 90°С, то биметаллическая полоска в вязкостной муфте включает вентилятор. Вентилятор при этом будет вращаться с оборотами, равными оборотам двигателя и обеспечивать дополнительный приток воздуха к радиатору, пока температура проходящего воздуха не снизится примерно до 60°С. После этого вязкостная муфта отключается, и число оборотов вентилятора уменьшается.
Благодаря тому, что вентилятор работает не постоянно, то полезная мощность двигателя увеличивается, а расход топлива снижается.
Внимание: При горячем двигателе перед открыванием крышки радиатора нужно за крыть ее толстой тряпкой, чтобы не обжечься горячей охлаждающей жидкостью или па ром. Открывать крышку можно только тогда, когда температура охлаждающей жидкости составляет менее 90°.
Схема циркуляции охлаждающей жидкости двигателя серии М52: 1 - радиатор; 2 —расширительный бачок; 3 - радиатор отопителя; 4 - термостат; 5 - водяной насос; 6 - блок цилиндров; 7 - возврат охлаждающей жидкости; 8 - подача охлаждающей жидкости; 9 - подогрев дроссельной заслонки; 10 - клапан (кран) отопителя.
Схема циркуляции охлаждающей жидкости двигателя серии М30: 1 - радиатор; 2 - вход; 3 - выход; 4 - термостат; 5 - водяной насос; 6 - канал блок цилиндров/головка цилиндров; 7 - расширительный бачок; 8 - радиатор отопителя; 9 - электромагнитный клапан отопления; 10 - дополнительный водяной насос; 11 - выпускной трубопровод.
В качестве дополнительного оборудования может быть установлен тепловой аккумулятор. Его задачей является накопление тепла охлаждающей жидкостью и возврат его при последующем запуске холодного двигателя.
Благодаря этому быстрей работает отопление и сокращается время прогрева двигателя. В качестве теплового аккумулятора служит изолированный сосуд в пространстве для ног водителя, который наполнен химически стабильным веществом. Аккумулятор подключен параллельно контуру охлаждающей жидкости и обменивается теплом с охлаждающей жидкостью. С помощью различных электромагнитных клапанов происходит управление потоком охлаждающей жидкости е процессе накопления и отдачи тепла.
Контур системы охлаждения двигателя серии М70 — особенности
Система замкнута и имеет расширительный бачок. Расширительный бачок находится сзади в середине моторного отсека. Охлаждающая жидкость заливается только через крышку расширительного бачка. Благодаря датчику-выключателю контроля уровня в расширительном бачке уровень охлаждающей жидкости находится под контролем.
Насос охлаждающей жидкости на передней стороне двигателя прокачивает охлаждающую жидкость по системе.
Радиатор на передней панели автомобиля отдает выделяющееся тепло в окружающую среду. При нормальной эксплуатации автомобиля для охлаждения достаточно встречного ветра.
При остановке автомобиля или медленной езде подвод воздуха поддерживают температурно-управляемый вентилятор на оси водяного насоса и дополнительный вентилятор перед радиатором.
Для отопления салона отдельный насос забирает охлаждающую жидкость и пропускает ее через радиатор отопителя салона.
Схема циркуляции охлаждающей жидкости двигателя серии М70: 1 - радиатор; 2 - сток; 3 - исток; 4 - термостат; 5 - водяной насос; 6 - канал правой головки цилиндров; 7 - канал левой головки цилиндров; 8 - соединительная труба к стоку; 9 - расширительный бачок; 10 - радиатор отопителя; 11 —дополнительный насос с клапаном.