Датчик момента искрообразования
При снятии характеристик автоматического опережения зажигания устанавливают датчик момента искрообразования на стенд для проверки электрических приборов и соединяют его с электродвигателем, частота вращения которого регулируется.
Соединяют выводы датчика с выводами «3», «5» и «6» коммутатора стенда. Вывод «4» коммутатора стенда при этом должен быть соединен с клеммой «+» стенда, а вывод «1» — с клеммой «прерыватель» стенда.
Включают электродвигатель стенда и вращают валик датчика момента искрообразования с частотой 500—600 мин-1. По градуированному диску стенда отмечают значение в градусах, при котором наблюдается один из импульсов бесконтактного датчика (это будет нулевая отметка).
Повышая ступенчато частоту вращения на 200—300 мин-1, определяют по диску число градусов опережения зажигания, соответствующее каждой частоте вращения валика датчика момента искрообразования. Затем, снижая частоту вращения валика, убеждаются, что при частоте вращения 500—600 мин-1 момент ис крообразования возвращается к нулевой отметке. Полученную характеристику центробежного регулятора опережения зажигания сопоставляют с характеристикой на рис. 153, а.
Если характеристика не совпадает, то ее можно привести в норму, подгибая стойки пружин грузиков центробежного регулятора. До 1500 мин-1 подгибают стойку тонкой пружины, а свыше 1500 мин-1 — толстой. Для уменьшения угла увеличивают натяжение пружин, а для увеличения — уменьшают.
Для снятия характеристики вакуумного регулятора опережения зажигания соединяют штуцер вакуумного регулятора с вакуумным насосом стенда. Включают электродвигатель стенда и вращают валик датчика-распределителя зажигания с частотой 1000 мин-1. По градуированному диску отмечают значение в градусах, при котором наблюдается один из импульсов бесконтактного датчика.
Плавно увеличивая разрежение, через каждые 67,0 Па отмечают число градусов опережения зажигания относительно первоначального значения. Полученную характеристику сравнивают с характеристикой на рис. 153, 6. В небольших пределах можно подрегулировать характеристику вакуумного регулятора перемещением его корпуса. Если таким методом не удается привести характеристику к норме, то вакуумный регулятор заменяют. При снятии характеристики необходимо обращать внимание на четкость возврата в исходное положение после снятия вакуума опорной пластины бесконтактного датчика.
Проверка бесконтактного датчика
С выхода датчика (между зеленым и бело-черным проводами) снимается напряжение, если в его зазоре находится стальной экран. Если экрана в зазоре нет, то напряжение на выходе датчика близко к нулю.
На снятом с двигателя датчике момента искрообразования датчик можно проверить по схеме, приведенной на рис. 154, а, при напряжении питания 8—14 В. Медленно вращая валик датчика момента искрообразования, измеряют вольтметром напряжение на выходе датчика. Оно должно резко меняться от минимального — не более 0,4 В до максимального — не более чем на 3 В ниже напряжения питания.
Рис. 154. Схемы для проверки бесконтактного датчика на снятом датчике момента искрообразования (а) и на автомобиле (б): 1 — датчик момента искрообразования; 2 — резистор 2 кОм; 3 — вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В и внутренним сопротивлением не менее 100 кОм.
На автомобиле датчик можно проверить по схеме, приведенной на рис. 154, б. Между штепсельным разъемом датчика момента искрообразования и разъемом пучка проводов подключается переходный разъем с вольтметром. Включив зажигание, медленно поворачивая специальным ключом коленчатый вал, вольтметром проверяют напряжение на выходе датчика. Оно должно быть в указанных выше пределах.
Катушка зажигания
Проверяют сопротивление обмоток, нет ли замыкания между обмотками и пробоя изоляции на корпус. Сопротивление первичной обмотки при 25°С должно составлять (0,5±0,05) Ом, а вторичной обмотки (11±1,5) кОм. Пробой изоляции на корпус обнаруживается по прогару или выплавлению пластмассовой обмотки катушки на поверхности, прилегающей к кронштейну крепления.
Коммутатор. Коммутатор проверяется с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов по схеме, приведенной на рис. 155. Осциллограф желательно применять двухканальный. Один канал используется для наблюдения за импульсами генератора, а второй — за импульсами коммутатора.
Рис. 155. Схема для проверки коммутатора (а) и форма импульсов на экране осциллографа (б): 1 — разрядник; 2 — катушка зажигания; 3 — коммутатор; 4 — резистор 0,01 Ом±1%≥20 Вт; А — к генератору прямоугольных импульсов; В — к осциллографу; I — импульсы коммутатора; II — импульсы генератора; t — время накопления тока; I — максимальная величина тока.
Собирая схему для проверки коммутатора следят, чтобы провода низкого напряжения не находились в одном жгуте с проводами высокого напряжения. Кроме того, не допускается отсоединять от коммутатора штепсельный разъем при включенном зажигании (при включенном напряжении питания), так как при этом на отдельных элементах схемы коммутатора может возникнуть напряжение до 400 В и коммутатор будет поврежден.
На клеммы «3» и «6» коммутатора подаются прямоугольные импульсы частотой от 3,33 до 233 Гц от генератора, имитирующие импульсы датчика. Скважность импульсов, т. е. отношение периода к длительности импульса Т/Тн=3. Максимальное напряжение Umax=10 В, а минимальное Umin≤0,4 В (см. рис. 155). Выходное сопротивление генератора должно быть 100—500 Ом.
У исправного коммутатора форма импульсов тока должна соответствовать осциллограмме 1.
Для коммутаторов 36.3734 и 3620.3734 при напряжении питания 13+0,1 В значение величины тока I должно быть 7,5—8,5 А. Время t накопления тока для коммутатора 36.3734 должно быть не более 7,8 мс при частоте 33,3 Гц и не менее 3,2 мс при частоте 150 Гц. Для коммутатора 3620.3734 время накопления тока не нормируется.
Для коммутатора HIM-52 при напряжении питания (13,5 ±0,2) В величина тока должна быть 8—9 А, а время накопления 8—10,5 мс при частоте 25 Гц. Для коммутатора ВАТ 10,2 при этом же напряжении питания и частоте сила тока составляет 7—8 А, а время накопления 5,5—7,5 мс.
Если форма импульсов коммутатора искажена, то могут быть перебои с искрообразованием или оно может происходить с запаздыванием. При этом двигатель будет перегреваться и не развивать номинальной мощности.
Свечи зажигания
Перед испытанием свечи зажигания с нагаром или загрязненные очищают на специальной установке струей песка и продувают сжатым воздухом. Если нагар светло-коричневого цвета, то его можно не удалять, так как он появляется на исправном двигателе и не нарушает работу системы зажигания.
После очистки осматривают свечи и регулируют зазор между электродами. Если на изоляторе свечи имеются сколы, трещины или повреждена приварка бокового электрода, то свечу заменяют.
Зазор (0,7—0,8 мм) между электродами свечи проверяют круглым проволочным щупом. Проверять зазор плоским щупом нельзя, так как при этом не учитывается выемка на боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор регулируют подгибанием бокового электрода свечи.
Испытание на герметичность
Ввертывают свечу в соответствующее гнездо на стенде и затягивают динамометрическим ключом моментом 31,4—39,2 Н·м. Затем создают в камере стенда давление 2 МПа. Капают на свечу несколько капель масла или керосина; если герметичность нарушена, то будут выходить пузырьки воздуха, между изолятором и металлическим корпусом свечи.
Электрическое испытание
Ввертывают свечу в гнездо на стенде и затягивают указанным выше моментом. Регулируют зазор между электродами разрядника на 12 мм, что соответствует напряжению 22 кВ, а затем насосом создают в камере давление 0,6 МПа. Устанавливают наконечник провода высокого напряжения на свечу и подают на нее импульсы высокого напряжения.
Если в окуляре стенда наблюдается полноценная искра, то свеча считается отличной. При этом допускаются нерегулярные искры на разряднике. Если искрение происходит только между электродами разрядника, то понижают давление в камере и проверяют, при каком давлении наступает искрообразование между электродами свечи. Если оно начинается при давлении ниже 0,3 МПа, то свеча дефектная.
Если искрообразование отсутствует на свече и на разряднике, то вероятнее всего, что на изоляторе свечи имеются трещины и что разряд происходит внутри между корпусом и электродами. Такая свеча считается дефектной.
Выключатель зажигания
У выключателя зажигания проверяется правильность замыкания контактов при различных положениях ключа (табл. 24), работа противоугонного устройства и работа блокировочного устройства против повторного включения стартера. Схема соединений выключателя зажигания показана на рис. 156.
Запорный стержень противоугонного устройства должен выдвигаться, если ключ установить в положение III (стоянка) и вынуть из замка. Запорный стержень должен утапливаться после поворота ключа из положения III в положение 0 (выключено). Ключ должен выниматься из замка только в положении III.
Блокировочное устройство против повторного включения стартера не должно допускать повторный поворот ключа из положения I (зажигание) в положение II (стартер). Такой поворот должен быть возможен только после предварительного возвращения ключа в положение 0 (выключено).
Проверка элементов для подавления радиопомех
К этим элементам относятся помехоподавительные резисторы сопротивлением 4—10 кОм в свечах зажигания, конденсатор 2,2 мкФ, расположенный в генераторе, и провода высокого напряжения с распределенным по длине сопротивлением, которое составляет (2000±200) Ом/м для проводов ПВВП-8 и (2550±270) Ом/м для проводов ПВППВ-40.
Исправность проводов и резисторов проверяется омметром, а проверка конденсатора описана в разд. «Генератор».