В процессе эксплуатации автомобиля требуется проверка состояния противокоррозионного покрытия и в случае необходимости дополнительная защита, особенно скрытых полостей, нанесением специальных противокоррозионных составов, а соединения деталей — нанесением уплотнительных мастик. Для введения противокоррозионных составом в скрытые полости за во дом-изготовителем предусматриваются технологические отверстия и проемы, через которые можно пропускать наконечники пистолетов. После введения состава отверстия закрывают резиновыми заглушками. Особое внимание при эксплуатации автомобиля следует обращать на целостность защитного покрытия на днище кузова, которое подвержено более интенсивным внешним воздействиям, а следовательно, и коррозии.
Применяемые материалы для противокоррозионной обработки указаны в табл. 31.
Защитный смазочный материал НГМ-МЛ применяется для обработки скрытых полостей. Этим материалом обрабатываются скрытые полости новых автомобилей.
Автоконсерванты «Мовиль» и «Мовиль-2» используются для обработки скрытых полостей в процессе эксплуатации. Допускается нанесение автоконсерванта на поверхности, ранее покрытые маслами, а также на ржавую поверхность. Рекомендуется полости обрабатывать через каждые 2 года.
Защитное пленочное покрытие НГ-216Б используется для покрытия узлов и частей автомобиля под кузовом на период транспортировки. Пла-стизоль Д-11А применяется для защиты днища кузова от коррозии, абразивного износа и для шумоизоляции новых автомобилей. Толщина покрытия 1—1,5 мм.
Мастика противошумная битумная БПМ-1 используется для защиты от коррозии днища кузова в процессе эксплуатации автомобиля. Мастика наносится толщиной 1—1,5 мм. Она хорошо снижает шум, но обладает недостаточными противокоррозионными свойствами и не может длительное время противостоять растворам солей, абразивам и другим веществам. Пластизоль Д-4А применяется для герметизации сварных швов и стыков деталей на внешних и внутренних поверхностях кузова.
Невысыхающая мастика 51-Г-7 используется для герметизации сочленений кузова, угловых стыков и зазоров.
Противокоррозионные составы должны быть нанесены равномерно и не содержать пор. Для нанесения в скрытые полости кузова используют пистолет КРУ-1 со специальным упругим трубчатым пластмассовым удлинителем. Удлинитель одним концом подсоединяется к пневмопистолету с помощью накидной гайки, а на другом конце имеет распыливающую форсунку, которая создает факел распыла. За счет своей упругости удлинитель обеспечивает проникновение распыливающей форсунки в труднодоступные места кузова.
Противокоррозионный состав наносится на поверхности способами воздушного и безвоздушного распыления. При воздушном распылении требуется сжатый воздух под давлением 0,3—0,4 МПа, который подается в пистолет-краскораспылитель с бачком и далее в распиливающую форсунку. Лучшее качество покрытия достигается при безвоздушном распылении под давлением на противокоррозионный состав до 16 МПа, которое позволяет распиливать материалы значительной вязкости.
Подготовка и противокоррозионная обработка скрытых полостей
Ввиду необходимости наличия сложного технологического оборудования для выполнения работ и требования высококачественного проведения работ рекомендуется обработку выполнять на станциях технического обслуживания автомобилей. Порядок выполнения операций для защиты от коррозии скрытых полостей следующий:
- устанавливают автомобиль на подъемник, снимают детали и обивку, препятствующие доступу в скрытые полости;
- промывают водой температурой 40—50°С через технологические и дренажные отверстия скрытые полости (табл. 32), низ кузова и арки задних колес. Промывать скрытые полости необходимо до тех пор, пока из отверстий не будет вытекать чистая вода. При этом опускные стекла дверей должны быть подняты;
- удаляют попавшую в салон воду, продувают сжатым воздухом все скрытые полости и места нанесения противокоррозионных составов;
- перегоняют автомобиль в камеру для нанесения противокоррозионного состава и ставят на подъемник. Наносят распылением противокоррозионный состав в места, указанные на рис. 188;
- опускают автомобиль с подъемника, очищают от загрязнений лицевые поверхности кузова ветошью, смоченной в уайт-спирите.
Восстановление противокоррозионного противошумного покрытия днища кузова и арок колес
В процессе эксплуатации автомобиля покрытие на днище кузова подвергается воздействию гравия, песка, соли, влаги, в результате чего мастика и грунт повреждаются и стираются. Оголенный металл подвергается коррозии.
На автозаводе на нижнюю поверхность основания кузова, арки колес и лонжероны для шумоизоляции и защиты от коррозии и абразивного износа наносится или битумная мастика БПМ-1 толщиной 1—1,5 мм, или пластизоль Д-11А толщиной 1—1,2 мм по эпоксидному грунту ЭФ-083.
При повреждениях покрытия пластизоля Д-11А без нарушения слоя грунта поврежденные участки очищают от грязи, обезжиривают и на сухую поверхность безвоздушным распылением или кистью наносят пластизоль. Сушат пластизоль при температуре 130°С в течение 30 мин. Ввиду значительной сложности нагрева покрытия кузова до высокой температуры и необходимости полной разборки автомобиля допускается восстановление покрытия нанесением битумной мастики БПМ-1, сушка которой может проходить в естественных условиях.
Перед восстановлением покрытия устанавливают автомобиль на подъемник, тщательно осматривают низ кузова и выявляют дефекты покрытия. Очищают низ кузова от грязи, удаляют ржавчину шпателем, шкуркой или преобразователем ржавчины согласно инструкции по его применению. Обдувают низ кузова сжатым воздухом. Затем устанавливают автомобиль на подъемник в камеру для нанесения мастики и снимают колеса. Закрывают барабаны и диски тормозов защитными кожухами, изолируют плотной бумагой и клейкой лентой карданную передачу, глушители, тросы и другие места, не подлежащие обработке мастикой. Ветошью, смоченной в уайт-спирите, обезжиривают зачищенные до металла места, наносят на них распылением или кистью грунт ГФ-073 и дают подсохнуть 5—10 мин. Затем наносят распылением или вручную (кистью или шпателем) мастику БПМ-1 на дефектные места слоем толщиной 1—1,5 мм. Нанесение мастики на соседние участки, не имеющие повреждений, должны быть минимальными. В холодное время года мастику перед употреблением выдерживают в теплом помещении до повышения температуры не ниже 20°С. В случае загустения мастики разбавляют ее ксилолом, добавляя его не более 3%.
Лакокрасочные покрытия на лицевых панелях при загрязнении мастикой очищают ветошью, смоченной в уайт-спирите. Сушат мастику при температуре 18—20°С не менее 24 ч. Для ускорения сушки выдерживают покрытие при 100—110°С в течение 30 мин.
Герметизация кузова
Для обеспечения герметичности используют резиновые уплотнители (рис. 189) различных профилей, уплотнительные мастики, резиновые заглушки технологических отверстий, а также тщательно подгоняют все сопрягаемые детали. Уплотнители 4 проема передних дверей изготавливают из губчатой резины в виде трубки, к которой приваривают пластмассовый облицовочный кант с металлическим перфорированным каркасом. Каркас обеспечивает крепление уплотнителя на фланце проема двери. Внутренняя часть уплотнителя соединяется с атмосферой отверстиями в губчатой резине.
Рис. 189. Резиновые уплотнители кузова: 1 — уплотнитель ветрового стекла: 2 — уплотнитель коробки воздухопритока; 3 — уплотнители желобков опускных стекол; 4 — уплотнители проема передней двери; 5 — уплотнитель проема двери задка; 6 — уплотнитель стекла двери задка; 7 — уплотнитель стекла боковины; 8 — нижние уплотнители опускного стекла: 9 — уплотнитель обоймы опускного стекла; 10 — каркас уплотнителя проема передней двери.
Проемы ветрового окна, окон задка и боковин герметизируются резиновыми уплотнителями 1, 6, 7, имеющими специальные язычки для обеспечения плотности прилегания. Коробка воздухопритока, а также проем двери задка герметизируются резиновыми уплотнителями соответственно 2 и 5, которые удерживаются на фланцах кузова металлическими перфорированными каркасами уплотнителей.
Уплотнители 3 направляющих желобков опускания стекол дверей изготавливаются из резины специального профиля, на уплотняющую поверхность которого наклеен ворс для уменьшения трения стекол. Нижние уплотнители 8 стекол также покрыты ворсом для устранения подворачивания и скрипа уплотнителя при опускании и поднимании стекла.
При снятии и установке уплотнителей с металлическим каркасом не допускаются смятие каркаса и образование гофр на уплотнителях.
Сварные швы элементов кузова от попадания влаги, грязи и защиты от коррозии герметизируются пластизолем Д-4А после грунтования кузова. Сварные швы после замены деталей кузова при ремонте промазывают пластизолем с обеих сторон. Затвердевает пластизоль во время сушки кузова после окрасочных работ.
Герметизацию зазоров и стыков в соединениях деталей кузова (рис. 190) осуществляют невысыхающей мастикой 51-Г-7.
Рис. 190. Стыки и зазоры, на которые наносится невысыхающая мастика 51-Г-7: 1 — стыки средней поперечины с арками задних колес; 2 — угловые стыки брызговиков и стоек рамы ветрового окна; 3 — угловые стыки соединителей порога пола и брызговика; 4 — стыки правой и левой перегородок с рамой ветрового окна; 5 — угловые стыки защитных кожухов и заднего пола; 6 — угловые стыки надставки щитка передка с правой и левой перегородками; 7 — угловые стыки щитка передка и брызговика.