Снятие
1. Снимаем головку блока цилиндров (см. «Головка блока цилиндров двигателя 1,6i — снятие и установка»).
2. Снимаем маслозаборник (см. «Маслозаборник — снятие и установка»).
3. Поворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, устанавливаем поршень первого цилиндра в нижнее положение.
4. Торцовым ключом на 14 мм отворачиваем две гайки крепления крышки.шатуна первого цилиндра и снимаем крышку шатуна.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377587.jpg)
5. Уперев ручку молотка в поршень, выталкиваем его вверх и извлекаем поршень из цилиндра.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377588.jpg)
6. Вынимаем вкладыш из шатуна и его крышки.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377589.jpg)
Предупреждение! При разборке шатуна не выпрессовывайте из него болты.
7. Зажимаем поршень за шатун в тисках.
8. Слегка раздвинув замок кольца, снимаем верхнее компрессионное кольцо.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377590.jpg)
9. Аналогичным образом снимаем нижнее компрессионное кольцо.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377591.jpg)
10. Снимаем маслосъемное кольцо...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377592.jpg)
... и его расширитель.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377593.jpg)
Установка
1. Тщательно очищаем поршень от нагара и отложений. Осматриваем поршень и шатун. Трещины на них недопустимы.
2. Новые кольца подбираем в соответствии с диаметром поршня — номинального или ремонтного размера. На кольцах номинального размера обозначения отсутствуют, ремонтные кольца увеличены в диаметре на 0,4 или 0,8 мм и имеют маркировку «40» и «80» соответственно.
3. Перед установкой новых колец набором щупов измеряем зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки, в которую кольцо будет установлено.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377595.jpg)
Если зазор превышает максимально допустимый (см. табл. 16.3), поршень подлежит замене.
Маслосъемное кольцо и верхнее компрессионное кольцо устанавливаем надписями «ТОР», «ВАЗ» или другой вверх.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377596.jpg)
Нижнее компрессионное кольцо ориентируем таким образом, чтобы проточкой оно было направлено вниз или надписью «ТОР» вверх.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377602.jpg)
1. Кольца надеваем на поршень следующим образом: раздвинув замок кольца (не более, чем это требуется для надевания кольца на поршень), заводим на поршень сначала замок, а затем тыльную часть кольца.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377597.jpg)
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377594.jpg)
Новые кольца устанавливаем на поршень, начиная с расширителя маслосъемного кольца. После установки маслосъемного кольца, замок расширителя должен находиться развернутым на 180° относительно замка кольца.
После установки колец на поршень разворачиваем их замками таким образом, чтобы замок верхнего компрессионного кольца располагался под углом 45° к оси поршневого пальца, замок нижнего компрессионного кольца разворачиваем на 180°, а замок маслосъемного кольца — на 90° относительно замка верхнего компрессионного кольца.
2. Смазываем чистым моторным маслом поршень, кольца и внутреннюю поверхность цилиндра.
3. Надеваем оправку на поршень и обжимаем ею кольца, периодически слегка постукивая ручкой молотка по оправке для самоустановки колец.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377598.jpg)
4. Вытираем насухо постели вкладышей в шатуне и крышке и устанавливаем в нижнюю головку шатуна вкладыши.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377599.jpg)
5. Смазываем внутренние поверхности вкладышей и шатунную шейку коленчатого вала чистым моторным маслом. Поворачивая коленчатый вал, переводим шейку в крайнее нижнее положение.
6. Устанавливаем поршень на блок и ориентируем его так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в сторону шкива коленчатого вала (см. ниже).
7. Прижимая оправку к блоку и постукивая ручкой молотка по днищу поршня, утапливаем его в цилиндр, одновременно следя за продвижением шатуна к шейке коленчатого вала.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377600.jpg)
8. Устанавливаем на шатун крышку в сборе с вкладышем и затягиваем ее гайки моментом 43,32-53,51 Нм (4,42-5,46 кгс·м).
Предупреждение! Крышки шатунов невзаимозаменяемые. На шатуне и его крышке указан номер цилиндра, в который шатун должен быть установлен. На собранном шатуне цифры должны располагаться с одной стороны.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/377601.jpg)
Кольца трех других поршней заменяем таким же способом.
После установки всех поршней собираем двигатель в последовательности, обратной разборке.