Для дефектовки деталей двигателя на автомобиле вам потребуются: переносная лампа, набор плоских щупов, линейка, штангенциркуль, нутромер, микрометр, шабер.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376089.jpg)
1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого поршневого кольца.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376090.jpg)
2. Прочистите отверстия для стока масла подходящим куском проволоки.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376091.jpg)
3. Проверьте зазоры между поршневыми кольцами и канавками на поршне.
Номинальный зазор, мм:
- 0,04-0,075 - верхнее поршневое компрессионное кольцо 1;
- 0,03-0,065 - нижнее поршневое компрессионное кольцо 2;
- 0,02-0,055 - маслосъемное кольцо 3.
Предельно допустимый зазор для всех поршневых колец 0,15 мм.
4. Наиболее точно зазоры поршневых колец можно определить замером колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину поршневых колец в нескольких местах по окружности, затем...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376092.jpg)
5. ...с помощью набора щупов замерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной поршневого кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимый, замените поршень с кольцами.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376093.jpg)
6. Измерьте зазоры в замках поршневых колец, вставив поршневое кольцо в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте поршневое кольцо в цилиндр, в котором оно работало (или будет работать, если кольцо новое), продвиньте поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установилось в цилиндре ровно, без перекосов...
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376094.jpg)
7. ...и измерьте щупом зазор в замке поршневого кольца. Номинальный зазор поршневого кольца должен быть 0,25-0,45 мм, предельно допустимый (в результате износа) - 1,0 мм. Если зазор поршневого кольца превышает предельно допустимый, замените поршневое кольцо.
8. Если зазор поршневого кольца меньше 0,25 мм, аккуратно сточите надфилем торцы поршневого кольца.
9. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый - 0,15 мм. Если зазор между поршнями и цилиндрами не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному зазору. Если зазор между поршнями и цилиндрами превышает 0,15 мм, расточите цилиндры и установите поршни соответствующего ремонтного размера. Измерьте диаметр поршня на расстоянии 55 мм от днища в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376095.jpg)
Рис. 4.6. Места измерения цилиндра
10. Затем измерьте диаметры цилиндра двигателя в двух перпендикулярных плоскостях (рис. 4.6) (В - вдоль, А - поперек блока цилиндров) и в четырех поясах (1, 2, 3 и 4). Для этого необходим специальный прибор - нутромер.
11. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, а также поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Для удобства подбора поршней к цилиндрам их делят в зависимости от диаметров на пять классов через 0,01 мм: А, В, С, D, Е (табл. 4.1).
В запасные части поставляют поршни номинального размера трех классов: А, С, Е и двух ремонтных размеров (1-й ремонтный размер - увеличенный на 0,4 мм, 2-й - на 0,8 мм).
По массе поршни разбиты на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигатель должны быть установлены поршни одной группы.
Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляют кольца ремонтных размеров, увеличенных на 0,4 и 0,8 мм. На кольцах 1-го ремонтного размера выбито число «40», 2-го - «80».
Таблица 4.1. Номинальные размеры цилиндров и поршней
Масса головок шатуна, г | Маркировка | ||
верхний | нижний | буквой | краской |
184±2 188±2 192±2 | 489±3 495±3 501±3 489+3 495±3 501±3 489±3 495±3 501±3 | Ф Л Б Х М В Ц Н Г | Красный Зеленый Голубой |
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376096.jpg)
12. Обозначения класса цилиндров выбиты на нижней плоскости блока (привалочная поверхность под масляный картер) напротив каждого цилиндра.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376097.jpg)
13. На днище поршня выбиты следующие данные: 1 - класс поршня по отверстию под палец; 2 - класс поршня по диаметру; 3 - стрелка, показывающая направление установки поршня; 4 - ремонтный размер (1-й ремонтный - треугольник, 2-й ремонтный - квадрат); 5 - группа по массе (нормальная - «Г», увеличенная на 5 г - «+», уменьшенная на 5 г «-»).
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376098.jpg)
14. Поршневые пальцы с трещинами замените. Поршневой палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте поршневой палец в поршень. Если при покачивании поршневого пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему поршневой палец по классу (табл. 4.2). Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1, 2, 3-й) через 0,004 мм. Класс поршневого пальца маркируют на его торце краской. Класс поршня по пальцу выбивают на днище поршня, класс шатуна по пальцу - на крышке шатуна.
15. Замените сломанные кольца и расширитель маслосъемного кольца.
16. Замените сломанные или треснувшие стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Погнутые поршневые кольца замените.
17. Замените погнутые шатуны. Замените шатун, если во втулке верхней головки есть задиры и глубокие царапины. Замените шатун, если при разборке двигателя обнаружено, что шатунные вкладыши провернулись в шатуне.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376099.jpg)
18. Вставьте палец в верхнюю головку шатуна. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените шатун. Шатуны в сборе с крышками по массе верхней и нижней головок разделены на классы (табл. 4.3).
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376100.jpg)
19. В двигатель должны быть установлены шатуны одного класса. Маркировка шатуна нанесена на его крышке: 1 - класс шатуна по массе (буква или краска); 2 - класс шатуна по пальцу.
Таблица 4.3. Класс шатуна по массе жней и нижней головок
Масса головок шатуна, г | Маркировка | ||
верхний | нижний | буквой | краской |
184±2 188±2 192±2 | 489±3 495±3 501±3 489+3 495±3 501±3 489±3 495±3 501±3 | Ф Л Б Х М В Ц Н Г | Красный Зеленый Голубой |
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376101.jpg)
20. Если на поверхностях, по которым работают сальники, есть глубокие риски, царапины, забоины, коленчатый вал необходимо заменить.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376102.jpg)
21. Измерьте коренные и шатунные шейки коленчатого вала. Номинальные диаметры шеек коленчатого вала, мм:
- коренных шеек - 50,799-50,819;
- шатунных шеек - 47,830-47,850.
Если износ или овальность шеек коленвала превышает 0,03 мм, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера.
Существует четыре ремонтных размера с уменьшением диаметра шеек коленвала, мм:
- первый - на 0,25;
- второй - на 0,5;
- третий - на 0,75;
- четвертый - на 1,00.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376103.jpg)
22. Если на коренных и шатунных шейках 1 есть незначительные задиры, риски, царапины, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной автомастерской. После шлифования отполируйте шейки коленвала и притупите острые кромки фасок масляных каналов 2 абразивным конусом. Промойте коленчатый вал и продуйте масляные каналы сжатым воздухом. Овальность и конусность всех шеек коленвала после шлифования не должны превышать 0,005 мм. После шлифования шеек коленвала установите вкладыши ремонтных размеров.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376104.jpg)
23. Если на рабочих поверхностях упорных полуколец есть задиры, риски и отслоения, замените полукольца. На полукольцах запрещается проводить любые подгоночные работы.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376105.jpg)
24. Измерьте осевой зазор коленчатого вала. Для этого установите коленчатый вал и упорные полукольца в блок цилиндров и затяните болты крепления крышек коренных подшипников (см. «Сборка двигателя»).
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376106.jpg)
25. Установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец коленвала. Сдвиньте коленчатый вал от индикатора до упора и установите стрелку индикатора на ноль. Сдвиньте коленвал в обратную сторону. Индикатор покажет величину зазора. Номинальный осевой зазор коленчатого вала 0,06-0,2б мм, предельно допустимый - 0,35 мм. Если осевой зазор коленвала превышает предельно допустимый, замените упорные полукольца.
В запчасти поставляются упорные полукольца коленчатого вала двух размеров: номинальный размер - 2,31-2,36 мм и ремонтный размер (увеличенного на 0,127 мм) - 2,437-2,487 мм.
26. Осмотрите шатунные и коренные вкладыши. Замените шатунные и коренные вкладыши с трещинами, задирами, выкрашиванием. На шатунных и коренных вкладышах запрещается проводить любые подгоночные работы.
Номинальная толщина шатунных и коренных вкладышей, мм:
- коренных вкладышей - 1,824-1,831;
- шатунных вкладышей - 1,723-1,730.
Шатунные и коренные вкладыши поставляются в запасные части четырех ремонтных размеров, увеличенной толщины, мм:
- первый - на 0,25;
- второй - на 0,50;
- третий - на 0,75;
- четвертый - на 1,00.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376107.jpg)
27. Проверьте зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленчатого вала. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной автомастерской. Измерьте диаметры шеек и коренных подшипников, установив крышки с вкладышами на блок и затянув их соответствующими моментами. Вычислите зазор. Зазоры между вкладышами и шейками коленчатого вала:
- коренные подшипники (номинальный 0,026-0,073 мм, предельно допустимый 0,15 мм);
- шатунные подшипники (номинальный 0,02-0,07 мм, предельно допустимый 0,1 мм).
Если зазор превышает предельно допустимый, коленчатый вал необходимо прошлифовать под следующий ремонтный размер.
28. В специализированной автомастерской можно измерить биение шеек коленчатого вала.
Биение шеек коленчатого вала должно составлять:
- коренные шейки и посадочная поверхность под ведущую шестерню масляного насоса не более 0,03 мм;
- посадочная поверхность под маховик не более 0,04 мм;
- посадочная поверхность под шкивы и сальники не более 0,05 мм.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376108.jpg)
29. Тщательно прочистите и промойте масляные каналы коленчатого вала.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376109.jpg)
30. Не рекомендуется выпрессовывать заглушки самостоятельно, для этого обратитесь в специализированную автомастерскую.
31. Тщательно очистите поверхности блока цилиндров от остатков старых уплотнительных прокладок. Внимательно осмотрите блок цилиндров. Если обнаружите трещины, блок цилиндров надо заменить в сборе с крышками коренных подшипников.
32. Проверьте герметичность рубашки охлаждения блока цилиндров. Для этого заглушите отверстие под водяной насос (установив водяной насос с прокладкой) и залейте антифриз в рубашку охлаждения. Если в каком-нибудь месте заметна течь, значит, блок негерметичен и его надо заменить.
33. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины и другие дефекты, расточите цилиндры под ремонтный размер (эту работу рекомендуется выполнять в специализированной автомастерской) или замените блок цилиндров. При различных дефектах глубиной более 0,8 мм блок цилиндров ремонту не подлежит и его надо заменить.
![](https://autoinstruction.ru/img/avtovaz/114/376110.jpg)
34. Очистите нагар в верхней части цилиндров. Если там образовался поясок вследствие износа цилиндров, снимите его шабером. Проверьте износ цилиндров, измерив их диаметры.
Таблица 4.2. Классы поршневых пальцев, поршней и шатунов
Класс | Диаметр | Маркировка | ||
пальца | отверстие в поршне и шатуне | пальца | поршня и шатуна | |
1 2 3 | 21,970-21,974 21,974-21,978 21,978-21,982 | 21,982-21,986 21,986-21,990 21,990-21,994 | Синий Зеленый Красный | 1 2 3 |