Управление соленоидами переключения при переключении
Переключение и функция блокировки управляются при помощи активирования соленоидов в определенной последовательности. Соленоиды S1-S5 определяют то, какая передача будет использоваться, а соленоиды SLS, SLU и SLT определяют включение путем регулировки гидравлического давления в линии. Основными параметрами для различных точек переключения являются положение педали акселератора и скорость автомобиля. Качество переключения определяется управлением крутящего момента. Повышение давления фрикционов и тормозов регулируется путем считывания изменений частоты вращения ведущего вала КП во время процесса переключения и сравнения их со значениями, рассчитанными в (ТСМ). Можно выбрать две последовательности переключения, нормальные условия и зимний режим (выбирается при помощи кнопки). В нормальном режиме переключение и блокировка происходят при относительно низких частотах вращения для уменьшения расхода топлива. В случае быстрых движений педали акселератора (ТСМ) автоматически переключается в спортивный режим.
Программа переключения
Экономичный режим
При вождении с нормальным ускорением (ТСМ) использует заранее установленную программу переключения, оптимизированную для переключения передач при экономичном вождении. Эта программа переключения подходит для "нормального" вождения, при котором происходит более раннее повышение передачи и блокировка. Кроме того, давление масла регулируется для обеспечения плавного включения передач.
Спортивный режим
КП переключается из экономичного режима в спортивный режим, если педаль акселератора нажимается быстро. Условия таковы, что дроссельная заслонка открывается и скорость автомобиля превышает 50 км/ч. Как только педаль акселератора начинает передвигаться менее быстро, возобновляется экономичный режим. В программе переключения спортивного режима точки переключения регулируются для обеспечения наилучших возможных рабочих характеристик. Понижение передачи происходит при более низкой частоте вращения коленвала.
Предельный режим
При широко открытой дроссельной заслонке включается функция переключения на пониженную передачу и КП переключается на самую низкую возможную передачу. Таким образом достигается повышение мощности, например при обгоне.
Зимний режим
Выбирается при помощи кнопки (W) на верхней панели узла переключателя передач. Зимний режим позволяет трогание с места на высокой передаче, что предотвращает пробуксовывание колес на скользкой поверхности. Этот режим также можно использовать в других трудных ситуациях, когда водителю необходим более прямой контроль над выбором передач. В зависимости от положения передачи, могут быть получены следующие сочетания.
- D - Автомобиль трогается с места на 3-й передаче. Автоматическое переключение между 3-й, 4-й и 5-й передачами
- 4 - Автомобиль трогается с места на 3-й передаче. Автоматическое переключение между 3-й и 4-й передачами осуществляется раньше, чем в экономичном режиме, положение D. 5-я передача заблокирована
- 3 - Автомобиль трогается с места на 3-й передаче. Не происходит повышения или понижения передач
- L - Автомобиль трогается с места на 2-й передаче. Не происходит повышения или понижения передач
На приборной панели загорается лампа предупреждения, когда выбран зимний режим. Если переключение на пониженную передачу активируется в зимнем режиме, КП использует все передачи для достижения максимальных рабочих характеристик.
Последовательности переключения
Передача | Активированный соленоид | |||||
S1 | S2 | S3 | S4 | S5 | SLS | |
1 | ВКЛ. | ВКЛ. | ВКЛ. | ВЫКЛ. | ВЫКЛ. | ВЫКЛ. |
2 | ВЫКЛ. | ВЫКЛ. | ВКЛ. | ВЫКЛ. | ВЫКЛ. | ВКЛ. |
3 | ВЫКЛ. | ВЫКЛ. | ВКЛ. | ВКЛ. | ВЫКЛ. | ВКЛ. |
4 | ВЫКЛ. | ВЫКЛ. | ВЫКЛ. | ВКЛ. | ВЫКЛ. | ВКЛ. |
5 | ВЫКЛ. | ВКЛ. | ВЫКЛ. | ВКЛ. | ВЫКЛ. | ВКЛ. |
R | ВЫКЛ. | ВЫКЛ. | ВКЛ. | ВЫКЛ. | ВКЛ. | ВЫКЛ. |
Адаптация
(ТСМ) контролирует каждое переключение передачи во время всех условий движения, чтобы достичь оптимального и ровного переключения. Это выполняется, когда модуль управления понижает или повышает гидравлическое давление в линии, используемое во время самого переключения. Измененные уровни давления регистрируются в памяти модуля управления, когда двигатель выключается, и возвращаются при запуске. При этом повышается удобство переключения передач и увеличивается срок эксплуатации. Адаптация происходит, когда выполняются следующие условия: степень открытия дроссельной заслонки равномерная, температура масла между 65 и 110°С.
Каталитический преобразователь запускается
Переключение происходит по-другому во время прогрева двигателя. Эта функция используется, чтобы помочь двигателю достичь его рабочей температуры, путем предотвращения блокировки гидротрансформатора и путем задержки повышения передач. Эта функция работает в положении D, но не в зимнем режиме (W). Из-за этой функции заметная задержка переключения 1-2 и 2-3 при холодном двигателе автомобиля является нормальной. Это является нормальным последствием данной функции.
Управляемая температурой блокировка
Если температура КП ненормально увеличивается в результате большой нагрузки в условиях высокой окружающей температуры, функция блокировки гидротрансформатора включается как можно чаще (управляемая температурой блокировка). Это уменьшает проскальзывание и выделение тепла в КП. Если температура упадет ниже +20°С, функция блокировки не будет использоваться.
Блокировка проскальзывания
Функция блокировки проскальзывания обеспечивает более ровное включение с уменьшенной вибрацией и сниженным шумом при включении передачи. В этом режиме фрикцион гидротрансформатора включается, но не блокируется полностью. Чтобы данная функция активировалась, должны быть выполнены следующие условия: переключатель передач в положении D, 4 или 3; передача 3,4 или 5; частота вращения ведущего вала КП составляет 1100 об./мин или более, а степень открытия дроссельной заслонки составляет 35% или менее; температура масла составляет 40-120°С. Из-за проскальзывания гидротрансформатора между 50-200 об./мин фрикционные характеристики жидкости для КП очень важны. Характеристики данной жидкости для КП отличаются от характеристик обычной жидкости для АКПП. Всегда используйте указанную жидкость для этой КП. Неисполнение этого требования может нарушить функционирование и вызвать регистрацию кода неисправности. ОЖ двигателя должна достичь определенной температуры, чтобы включилась эта функция.
Движение вверх по склону
(ТСМ) может слегка изменить последовательность переключения передач при движении вверх по склону. Это делается для того, чтобы избежать излишнего переключения.
Нейтральное управление (имеется только на определенных моделях)
Эта функция активируется, когда водитель останавливает автомобиль и автомобиль неподвижен, например, перед светофором. В этом случае (ТСМ) отключает фрикцион С1, который разблокирует привод вперед КП и уменьшает нагрузку на двигатель. Эта функция улучшает расход топлива и уменьшает вибрацию при частоте вращения на холостом ходу. Когда водитель отпускает тормоз, фрикцион С1 включается и привод возобновляется. Для того чтобы активировалась функция нейтрального управления, должны быть выполнены следующие условия: переключатель передач в положении D, 4 или 3, когда Зимний режим и Geartronic не выбраны; температура масла выше +10°С; положение дроссельной заслонки 3%; педаль тормоза нажата; скорость 0 км/ч; састота вращения коленвала 1500 об./мин. Существует два временных фактора для включения: Имеется задержка в 2 секунды в положении D в неподвижном состоянии и задержка в 5 секунд при переходе из N в D.
Переключение при помощи Geartronic
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/176/452134.jpg)
Когда переключатель передач переводится в положение Geartronic (MAN), автоматическая КП продолжает оставаться в гидравлическом положении D, но когда переключатель передач переводится вверх (+), (GSM) передает сигнал на (ТСМ) выполнить повышение передачи. Когда переключатель передач переводится вниз (-), на (ТСМ) передается сигнал выполнить понижение передачи. (DIM) переключает символ в комбинированной приборной панели с D на выбранную в данный момент передачу, например, 3, когда переключатель передач находится в положении MAN. На (GSM) посылается сигнал зажечь светодиод М и выключить другие светодиоды. (ТСМ) определяет, может ли быть выполнено переключение, и (DIM) показывает выбранную в данный момент передачу. Если переключение разрешается, соленоиды активируются согласно каждой конкретной последовательности переключение передач. Однако в определенных ситуациях (ТСМ) принимает решение о переключении. Применимо следующее. В неподвижном состоянии могут быть выбраны только 1-я, 2-я и 3-я передачи. 4-я передача может быть выбрана на скоростях выше 30 км/ч, а 5-я - на скоростях выше 40 км/ч. Автоматическое понижение передач происходит ниже определенной скорости. Пример: выбрана 2-я передача. Автоматическое понижение передач происходит при переключении со 2-й передачи на 1-ю при 2 км/ч, если скорость перед этим превышает 25 км/ч. В других случаях сохраняется 2-я передача. Например, когда включается 3-я передача, несмотря на то, что автомобиль неподвижен. Ручное повышение передач требуется после автоматического понижения передач. Переключение на пониженную передачу невозможно в положении Geartronic (MAN). Допустимая скорость для ручного понижения передач соответствует скоростям для понижения передач при переключении на пониженную передачу, т. е. частота вращения коленвала равна приблизительно 6 000 об./мин. Если температура КП становится слишком высокой, (ТСМ) определяет положение переключения. Целью этого является поддержание передачи, в которой блокировка возможна при скорости в данный момент. Блокировка возможна на 3-й, 4-й и 5-й передачах. (1-я и 2-я передачи не имеют блокировки).
Другие
В положении MAN сигнал положения рычага на (GSM) генерируется следующим образом. Для каждого из трех положений переключателя передач на печатной плате (GSM) установлен датчик Холла. Постоянный магнит на рычаге оказывает влияние на выходные сигналы от датчиков на модуль управления. Модуль управления может считать положение рычага при помощи различий в характеристиках сигналов.
Блокировка переключения
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/176/452135.jpg)
Чтобы исключить возможность непреднамеренного переведения переключателя передач из положения Р, автомобиль также оборудован управляемой электрически функцией блокировки переключения. При этом штифт блокировки запирается в рычаге переключателя передач в секторе блокировки переключения, блокируя рычаг переключателя передач в положении Р. Чтобы перевести переключатель передач из положения Р, зажигание должно быть включено, а педаль тормоза нажата (Выключатель фонарей стоп-сигнала активирован.). (СЕМ) считывает положение педали тормоза через прямое подсоединение к датчику педали тормоза и передает сигнал на (GSM) для отключения соленоида в рычаге переключателя передач. Стопорный штифт соленоида вталкивается внутрь, и кнопка запирания переключателя передач может быть нажата как обычно для выбора другой передачи. Когда зажигание находится в положении "О", соленоид отключен. В этом положении переключатель механически блокируется тросом блокировки ключа.
Устройство взаимоблокировки выключателя зажигания
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/176/452136.jpg)
Блокировочное и защитное устройство (устройство взаимоблокировки выключателя зажигания) механически подсоединено к выключателю зажигания при помощи троса. Управление устройством взаимоблокировки выключателя зажигания осуществляется посредством изменения положения цилиндра замка выключателя зажигания и положения переключателя передач. Это означает, что переключатель передач должен находиться в положении Р, чтобы вынуть ключ зажигания из выключателя зажигания. Ключ зажигания должен быть повернут в положение I или II, прежде чем рычаг можно будет перевести из положения Р. Устройство взаимоблокировки выключателя зажигания используется только вместе с блокировкой переключения.
Функция стояночного/нейтрального положения
Датчик выбранной передачи имеет функцию стояночного/нейтрального положения для того, чтобы предотвратить запуск двигателя при выбранной передаче. Эта функция предотвращает запуск двигателя, если переключатель не находится в положении Р или N. Это предотвращает движение автомобиля вперед при запуске двигателя.
Данные адаптации
В программном обеспечении (ТСМ) имеются две функции для адаптации, которые могут быть активированы: Перенастройка адаптации - выполняется после замены внутренних компонентов или КП целиком; Функция адаптации - помогает механику адаптировать КП. Она облегчает перенастройку функционирования КП после ремонта или замены, например: системы управления КП, жидкости для КП, КП целиком, (ТСМ). После активирования функции адаптации необходимо следовать инструкциям для дорожного испытания. Могут быть адаптированы следующие переключения: 1-2, 2-3, 3-4, 4-5, N-D, 5-4, 4-3, 3-2, 2-1, N-R, Включение и выключение нейтрального управления, если оборудовано. Пока автомобиль находится в этом режиме, оранжевая/желтая лампа предупреждения в центре комбинированной приборной панели используется для индикации того, когда каждое переключение адаптируется до своего заданного значения. Когда оранжевая/жел-тая лампа предупреждения мигает после каждого из приведенных переключений, адаптация завершена. Данная функция имеется только в определенных версиях программного обеспечения. Адаптация КП активируется через гнездо системы связи автомобиля VIDA.
Счетчик данных, касающихся жидкости для КП
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/176/452137.jpg)
Счетчик данных, касающихся качества масла, встроен в программное обеспечение (ТСМ). Этот счетчик подсчитывает промежуток времени, в течение которого температура масла была выше определенного значения. Когда счетчик достигает максимального значения, код неисправности, касающийся замены масла, регистрируется в модуле управления. При замене жидкости для КП этот счетчик должен быть перенастроен, чтобы предотвратить неправильную регистрацию кода неисправности. Это применимо к случаям, когда заменяется жидкость для КП, и когда жидкость заменяется во время ремонта. Функция перенастройки активируется через гнездо системы связи автомобиля VIDA.
Аварийный режим в случае неисправности
Когда (ТСМ) обнаруживает неисправность КП (постоянная неисправность), активируется аварийная программа. Если (ТСМ) обнаруживает постоянную неисправность, активируется аварийный режим. Затем (ТСМ) применяет корректирующие меры для защиты КП, одновременно оставляя автомобиль в наилучшем возможном состоянии для езды. Небольшие нарушения нормальной работы не активируют аварийную программу. Существуют различные программы, зависящие от типа неисправности: Аварийный режим, Аварийный режим "Limp-home". Аварийный режим активируется при небольших неисправностях, а режим "Limp-home" активируется при наиболее серьезных неисправностях. Если неисправность неустойчивая, (ТСМ) возвращается в нормальный режим работы после следующего включения зажигания.
Аварийный режим
Лампа предупреждения в комбинированной приборной панели загорается или появляется текстовое сообщение о кодах неисправности, зарегистрированных в (ТСМ). КП включает все передачи, но не передает сигнал на соленоид блокировки. Это означает, что блокировка не работает.
Аварийный режим "Limp-home"
Лампа предупреждения в комбинированной приборной панели загорается или появляется текстовое сообщение о кодах неисправности, зарегистрированных в (ТСМ). (ТСМ) прерывает активирование всех соленоидов. Это означает, что переключение невозможно. КП работает только на 3-й передаче в положениях 3 и L, на 4-й передаче в положении D и на передаче заднего хода в положении R. Переключение может выполняться только вручную между 3-й и 4-й передачами и передачей заднего хода. Отсутствует управление соленоидов давления в линии SLS и SLJ. Постоянное максимальное давление в системе, которое приводит к резкому повышению и понижению передач и к более резким переключениям при переключении между P-R, N-R и N-D.
Функция диагностики модуля управления КП (ТСМ)
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/176/452138.jpg)
Модуль управления снабжен встроенной бортовой диагностической системой Volvo (OBD). Эта система осуществляет непрерывный самоконтроль и наблюдение за входными и выходными сигналами. При помощи этой функции можно считывать и стирать зарегистрированные коды неисправности. Коды неисправности могут быть стерты только после того, как все коды были считаны по меньшей мере один раз.