(ЕСМ) управляет следующими функциями: форсунки, зажигание, распредвалы (непрерывная переменная синхронизация клапанов), клапан системы выделения паров топлива, управление турбонагнетателем, угол дроссельной заслонки, вентилятор охлаждения двигателя, компрессор кондиционера, топливный насос (только автомобили с управляемыми по требованию топливными насосами). В модуле управления есть микропроцессор, который получает сигналы от различных датчиков в автомобиле. Этот микропроцессор использует программу, которая интерпретирует сигналы от различных датчиков и то, как компоненты/функции должны управляться. Модуль управления имеет несколько самообучающихся (адаптивных) функций. Он непрерывно адаптирует происходящие расчеты к изменяющимся обстоятельствам (к износу,утечкам воздуха, различиям между различными видами топлива и т.п.). Низкий уровень выбросов поддерживается посредством эффективного управления периодом впрыска, зажиганием, клапаном системы выделения паров топлива, распределительными валами и т.п. Неисправности, влияющие на выбросы, могут быть обнаружены путем проведения диагностики функций и компонентов. Модуль управления находится в коробке в моторном отсеке. (ЕСМ) обменивается данными с другими модулями управления посредством связи по контроллерной локальной сети. (ЕСМ) проверяет активирование, входные и выходные сигналы, а также функции при помощи встроенной диагностической системы. Код неисправности регистрируется, если после подтверждения модуль управления обнаруживает неисправность. В определенных случаях ошибочный сигнал заменяется замещающим значением или ограничиваются определенные функции. Замещающие значения могут быть установлены, например, для следующих значений: температура ОЖ двигателя, массовый расход воздуха, положение дроссельной заслонки, атмосферное давление и т. д. Математические вычисления и сигналы от определенных компонентов используются для расчета замещающих значений. Другие замещающие значения являются неизменяемыми, предопределенными значениями в модуле управления. Замещающее значение позволяет автомобилю ехать, а также поддерживает приемлемый уровень выбросов, даже если важные функции/компоненты имеют неисправности. Ограниченными функциями могут быть, например: управление турбонагнетателем, управление распределительным валом (непрерывная переменная синхронизация клапанов), регулировка подачи топлива, угол дроссельной заслонки и т. д. Функция ограничивается, с тем чтобы система по-прежнему функционировала, для защиты компонентов или из соображений безопасности (например, угол дроссельной заслонки). Все коды неисправности регистрируются в памяти модуля управления. Данные могут быть считаны при помощи VIDA.
Сигналы
В таблице показаны входные сигналы и выходные сигналы на (ЕСМ) и от него. Типы сигналов подразделяются на сигналы, передаваемые напрямую, посредством последовательной связи и связи контроллерной локальной сети. На приведенной ниже иллюстрации показана эта же информация с обозначениями компонентов Volvo.