Примечание: данная глава приведена в сокращенном варианте, так как любые работы по ремонту АКПП следует производить в специализированном сервис центре.
Общая информация
Описание коробки передач
Автоматическая коробка передач A343F состоит из гидротрансформатора с блокировочной муфтой, повышающего планетарного ряда, трехскоростной коробки передач и системы управления, в состав которой входят гидравлическая и электронная части.
Планетарная коробка передач состоит из нескольких планетарных рядов и имеет конструкцию аналогичную трансмиссии А340Е, которая использовалась на автомобилях Toyota Crown, Mark II, Chaiser, Cresta.
Для управления автоматической коробкой передач в салоне установлен селектор выбора диапазона работы коробки передач. Селектор с помощью троса соединен с клапанной коробкой на автоматической коробке передач. Помимо селектора в салоне, для задания специальных режимов работы коробки передач имеется несколько переключателей.
Для предотвращения поломок автоматической коробки передач при неправильном выборе диапазона (например, перемещение из "D" в "R" при движении вперед) на рычаге установлен фиксатор, только при нажатии которого возможны "опасные" переключения. Фиксатор позволяет избежать ситуации, когда по неосторожности может быть включен один из диапазонов движения и автомобиль начнет бесконтрольно двигаться. При разряде или отключении аккумулятора селектор блокируется в положении "Р". Для снятия блокировки предназначена специальная кнопка (красного цвета), расположенная на консоли.
Описание гидравлической части системы управления
Гидравлическая часть системы управления состоит из масляного насоса, клапанной коробки, электромагнитных клапанов, блокировочных муфт и тормозов, а также каналов, соединяющих между собой все эти элементы. Давление рабочей жидкости, созданное насосом, используется для управления фрикционными элементами коробки передач, подпитки гидротрансформатора и смазки.
По сигналам электронного блока управления КПП электромагнитные клапаны переключения управляют проходами жидкости, которая поступает в гидротрансформатор и планетарную коробку передач.
Описание электронной части системы управления
Электронная часть управляет переключением передач в коробке передач, а также блокировочной муфтой гидротрансформатора. Она состоит из трех частей:
1. Датчики - определяют скорость автомобиля и другие параметры, и передают их в электронный блок управления КПП.
2. Электронный блок управления КПП, который на основе анализа поступающих к нему данных определяет моменты переключения в коробке передач, а также управляет блокировочной муфтой гидротрансформатора.
3. Исполнительная часть, которая состоит из нескольких электромагнитных клапанов.
Положения селектора
Выбор диапазона работы коробки передач осуществляется перемещением селектора в соответствующее положение, обозначенное буквами "Р", "R", "D", "N", "2" или "L".
Позиция"Р"
Рекомендуется при длительной стоянке автомобиля. При данном положении селектора, в коробке передач отключены все элементы управления и выходной вал заблокирован, движение автомобиля невозможно. Переводить селектор в эту позицию допустимо только при полной остановке.
Внимание: перевод селектора в позицию "Р" во время движения может привести к поломке коробки передач.
Позиция "R"
Режим движения задним ходом. Переводить селектор в эту позицию можно только при неподвижном автомобиле.
Внимание: перевод рычага в положение "R" во время движения вперед может привести к выходу из строя коробки передач и других элементов трансмиссии.
Позиция "N"
Соответствует нейтрали. В коробке передач выключены либо все элементы управления, либо включен только один, что обеспечивает отсутствие жесткой кинематической связи между ее ведущим и ведомым валами. Механизм блокировки выходного вала при этом выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться.
Внимание:
- Не рекомендуется переводить рычаг выбора диапазона в положение "N" во время движения накатом (по инерции).
- Никогда не выключайте зажигание при движении под уклон. Такая практика опасна, поскольку в этом случае можно потерять контроль над автомобилем.
Позиция "D"
Основной режим движения, обеспечивающий автоматическое переключение с первой по четвертую передачу. В нормальных условиях движения рекомендуется использовать именно его.
Режим "OD" (повышающей передачи)
Разрешение на использование четвертой-повышающей передачи осуществляется с помощью специальной кнопки "O/D".
Если кнопка находится в утопленном состоянии и рычаг выбора диапазона установлен в положение "D", то переключение на четвертую передачу разрешено. В противном случае включение четвертой передачи невозможно. Состояние системы управления отражается с помощью индикатора "O/D OFF". В случае разрешения использования повышающей передачи (обычный режим) индикатор не горит, а при запрете - загорается.
Режим "О/D" (кнопка утоплена) используется при движении с малоизменяю-щейся большой скоростью по скоростным дорогам. По возможности не применяйте этот режим в городе, особенно на зимней дороге - это исключает из работы повышающую передачу и позволяет эффективнее использовать режим торможения двигателем.
Внимание:
- Не включайте режим "О/D" при полной загрузке автомобиля.
- Выключите режим "О/D", если происходят частые переключения с 3-й на 4-ю передачу и обратно, чтобы предотвратить повышенный износ деталей АКПП.
Позиция "2"
Разрешено движение только на первой и второй передачах. Рекомендуется использовать, например, на извилистых горных дорогах. Переключение на третью и четвертую передачи запрещено. На этом диапазоне эффективно используется режим торможения двигателем.
Позиция"L"
Разрешено движение только на первой передаче. Этот диапазон позволяет максимально реализовать режим торможения двигателем. Он рекомендуется при движении на крутых спусках, подъемах и бездорожье.
Специальные программы
В памяти электронного блока управления запрограммированы два варианта (программы) управления переключением передач: "экономичная" и "спортивная".
"Экономичная" программа (обычный режим)
Программа настроена на обеспечение движения с минимальным расходом топлива. В этом случае повышающие переключения происходят, приблизительно, при достижении оборотов двигателя средних значений, что соответствует на характеристике расхода топлива минимуму. Движение автомобиля в этом случае носит плавный, спокойный характер.
"Спортивная" программа
Эта программа настроена на максимальное использование мощности двигателя. Поэтому повышающие переключения происходят в районе максимальных оборотов двигателя, при которых двигатель развивает максимальную мощность.
Автомобиль в этом случае развивает, по сравнению с "экономичной" программой, значительно большие ускорения.
При включении этой программы загорается индикатор "ЕСТ PWR", находящийся на приборной панели слева от рулевой колонки.
Режим "kick-down"
Если нажать педаль управления дроссельной заслонкой до упора, то в коробке передач происходит переключение на одну или две передачи вниз. Этот режим рекомендуется ис-подьзовать для получения более высоких значений ускорения, что бывает полезным, например, во время обгона. Обратное повышающее переключение в этом случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить педаль управления дроссельной заслонкой, то коробка передач перейдет в штатный режим работы.
Следует иметь в виду, что на скользкой дороге во время принудительного понижения передач, ведущие колеса могут пробуксовывать, что может привести к возникновению заноса.
Индикатор повышенной температуры рабочей жидкости
Блок управления КПП следит за температурой рабочей жидкости с помощью датчика температуры. Температура рабочей жидкости может стать чрезмерно высокой при работе автомобиля с повышенной нагрузкой, например при движении по песку или на подъем. В случае увеличения температуры до уровня 150°С и выше, блок управления включает индикатор, расположенный на центральной консоли. Индикатор гаснет, когда температура падает ниже 120°С.
Индикатор стояночного режима коробки передач
Карданные валы и колеса автомобиля могут свободно вращаться, даже в случае, когда селектор на КПП установлен в положение "Р" (стоянка), если рычаг переключения раздаточной коробки находится в положении "N" (нейтраль).
В этом случае для предупреждения водителя о том, что карданные валы и колеса не заблокированы, загорается индикатор стояночного режима АКПП. В случае включения индикатора стояночного режима необходимо перевести рычаг переключения раздаточной коробки из положения "N" (нейтраль) в любое другое положение.