При вывинчивании крепежных изделий постарайтесь отметить их исходные положения на сборке. Часто вворачивание болта и установка шайб на исходное место сразу после снятия соответствующего элемента позволяет избежать путаницы при сборке. При отсутствии такой возможности все крепежные изделия следует складывать в специально подготовленный для этой цели разбитый на секции и соответствующим образом промаркированный ящик или просто по отдельным промаркированным контейнерам. Такой подход особенно полезен при работе с элементами, состоящими из множества мелких деталей, такими как карбюратор, генератор, клапанный механизм, панель приборов или элементы обивки салона.
При рассоединении электрических разъемов рекомендуется отмечать обе половины разъема кусочками малярной ленты с написанными на них номерами, это позволит легко состыковать разъемы.
Стыки, уплотняемые прокладками
На автомобилях для уплотнения стыков сопрягаемых поверхностей двух элементов применяются уплотнительные прокладки. Они служат для предотвращения утечек масел и эксплуатационных жидкостей и поддержания избыточного давления или разрежения.
Часто такие прокладки перед установкой покрывают жидким или пастообразным герметиком. Иногда с течением времени или под воздействием повышенных температур или давления происходит настолько сильное «прикипание» сопрягаемых поверхностей друг к другу, что разъединение элементов становится трудновыполнимым. Во многих случаях успешному разъединению «прикипевших» элементов помогает обстукивание их снаружи по периметру стыка молотком с мягким бойком. Можно воспользоваться для этой цели и обычным молотком, нанося удары через деревянную или пластмассовую простевку. Не следует выполнять обстукивание литых элементов и элементов, чувствительных к ударам, которые могут быть легко повреждены при этом. При возникновении такого рода затруднений в первую очередь следует проверить, все ли элементы крепления сняты.
Не поддевайте элементы с помощью отвертки или монтировки, вставляемой в зону стыка, так как при этом сопрягаемые поверхности могут быть легко повреждены, что в дальнейшем приведет к развитию утечек. Если использование подобных «рычагов» абсолютно необходимо, используйте для этой цели ручку от старой сметки, но помните о необходимости тщательного удаления образовавшихся щепок как с сопрягаемых поверхностей, так и из внутренних полостей элементов.
После рассоединения элементов их сопрягаемые поверхности следует тщательно очистить с помощью скребка для удаления следов материалов старой прокладки. Затвердевшие фрагменты можно предварительно размягчить с помощью преобразовывателя ржавчины или специального химического составе.
Предостережение. Ни в коем случае не используйте растворителя для удаления материала прокладок или иные едкие химические вещества на элементах из пластмассы и композитных материалов.
В качестве скребков в данном случае можно использовать отрезок медной трубки с расплющенным и заостренным концом. Медь рекомендуется по той причине, что обычно она мягче материалов очищаемой поверхности, и это уменьшает вероятность нанесения царапин на поверхность. Остатки некоторых прокладок можно легко удалить с помощью проволочной щетки, однако, вне зависимости от применяемого метода, сопрягаемые поверхности в результате обработки должны стать абсолютно чистыми и ровными. Если по какой-либо причине сопрягаемая поверхность оказалась поцарапанной, перед сборкой узлов заполните дефекты герметиком для прокладок. В большинстве случаев следует пользоваться неотверждаемым (или неполностью отверждаемым) герметиком.