Снятие масляного насоса
Напоминание: При ремонте масляного насоса масляный поддон и маслоприемник должны быть сняты и очищены.
1. Слейте охлаждающую жидкость двигателя (см. раздел "Система охлаждения").
2. Слейте моторное масло (см. соответствующий параграф).
3. Снимите ремень привода ГРМ и шкивы за исключением шкива распределительного вала (см. соответствующий раздел).
4. Снимите водяной насос (см. раздел "Система охлаждения").
5. Снимите масляный поддон.
а) Отверните четырнадцать болтов и четыре гайки.
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441338.jpg)
б) Вставьте лезвие специнструмента между блоком цилиндров и масляным поддоном, срежьте наложенный уплотнительный материал и снимите масляный поддон.
Предупреждение: Не используйте специнструмент для снятия крышки зубчатого ремня и держателя заднего сальника.
Следует быть осторожным, чтобы не повредить фланец масляного поддона.
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441339.jpg)
6. Снимите маслоприемник и прокладку, отвернув два болта и две гайки.
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441340.jpg)
7. Снимите масляный насос, (кожух ремня привода ГРМ).
а) (С устройством управления прогревом). Отсоедините перепускной водяной шланг блока с термостатом от кожуха ремня привода ГРМ.
б) Перед снятием двух гаек крепления кожуха ремня привода ГРМ к ТНВД проверьте совмещение меток ТНВД.
Если метки отсутствуют, то нанесите новые метки для повторной установки.
в) Снимите две гайки.
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441341.jpg)
г) Отверните пять болтов, снимите кожух зубчатого ремня и прокладку.
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441342.jpg)
Разборка масляного насоса
1. Положите кожух ремня привода ГРМ на деревянные подставки.
Предупреждение: Следует так подобрать высоту подставок, чтобы не повредить указатель ВМТ.
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441343.jpg)
2. Снимите редукционный клапан. Используя ключ под шестигранник (12 мм), снимите пробку, прокладку, пружину и редукционный клапан.
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441344.jpg)
3. Снимите ведущую и ведомую шестерни. Отверните шесть винтов, затем снимите крышку корпуса насоса, ведущий и ведомый роторы.
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441345.jpg)
Контроль состояния масляного насоса
1. Проверьте состояние редукционного клапана.
Смажьте клапан моторным маслом и проверьте плавность его опускания вниз (в отверстии для клапана) под действием собственного веса. Если это условие не выполняется, то замените редукционный клапан. Если необходимо, замените корпус масляного насоса.
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441346.jpg)
2. Проверьте состояние ведущей и ведомой шестерен.
А. Используя плоский щуп проверьте зазор между внешним диаметром ведомой шестерни и корпусом.
- Номинальный зазор — 0,144 - 0,219 мм
- Максимальный зазор — 0,40 мм
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441347.jpg)
Если зазор превышает максимально допустимое значение, то замените шестерни в комплекте.
Если необходимо, замените корпус масляного насоса.
Б. Проверьте торцевой зазор шестерен. Используя плоский щуп, измерьте зазор между шестернями и прецизионным угольником.
- Номинальный торцевой зазор — 0,035 - 0,085 мм
- Максимальный торцевой зазор — 0,15 мм
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441348.jpg)
Если торцевой зазор превышает максимально допустимое значение, то замените шестерни в комплекте. Если необходимо, замените корпус масляного насоса.
В. Проверьте зазор по вершинам шестерен. Используя плоский щуп, измерьте зазор между вершинами зубьев ведомой и ведущей шестерен.
- Номинальный зазор по вершинам — 0,110- 0,240 мм
- Максимальный зазор по вершинам — 0,30 мм
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441349.jpg)
Если зазор по вершинам превышает максимально допустимое значение, то замените шестерни в комплекте.
Сборка масляного насоса
1. Положите кожух ремня привода ГРМ на деревянные подставки.
Предупреждение: Следует так подобрать высоту подставок, чтобы не повредить указатель ВМТ.
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441350.jpg)
2. Установите ведущую и ведомую шестерни.
а) Положите ведущую и ведомую шестерни в кожух ремня ГРМ с метками, обращенными вверх.
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441351.jpg)
б) Нанесите клей на два-три витка резьбы винтов. Клей: 14108833-00070, THREE BOND 1324 или эквивалентный ему.
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441352.jpg)
в) Установите крышку корпуса насоса с шестью винтами.
- Момент затяжки — 10 Нм
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441353.jpg)
2. Установите редукционный клапан.
а) Вставьте клапан и пружину в монтажное отверстие корпуса ремня привода ГРМ.
б) Используя ключ под шестигранник (12 мм), установите новую прокладку и пробку.
- Момент затяжки — 37 Нм
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441354.jpg)
Установка масляного насоса
1. Установите масляный насос (кожух ремня привода ГРМ).
а) Положите новую прокладку на блок цилиндров.
б) Установите кожух ремня привода ГРМ с пятью болтами.
- Момент затяжки — 23 Нм
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441355.jpg)
в) Установите две гайки крепления ТНВД к кожуху ремня привода ГРМ.
- Момент затяжки — 21 Нм
г) Проверьте совмещение меток ТНВД.
Если правильного совмещения нет, то совместите метки путем наклона ТНВД.
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441356.jpg)
д) Присоедините перепускной водяной шланг блока с термостата к кожуху ремня привода ГРМ.
2. Установите маслоприемник. Установите новую прокладку и масло-приемник с двумя болтами и двумя гайками.
- Момент затяжки — 12 Нм
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441357.jpg)
3. Установите масляный поддон.
а) Снимите старый уплотнительный материал; соблюдая осторожность, чтобы не допустить попадания капель масла на контактные поверхности масляного поддона и блока цилиндров.
Используя лезвие бритвы и шабер, снимите старый уплотнительный материал с поверхностей для прокладок и из уплотняющих канавок. Тщательно очистите все составные части.
Используя растворитель, очистите обе уплотняющие поверхности.
Предупреждение: Не применяйте растворитель, который повреждает окрашенные поверхности.
б) Наложите герметик на масляный поддон, как показано на рисунке.
Напоминание: Наложите слой герметика толщиной не менее 5 мм (предпочтительно несколько больше) на участки масляного поддона, находящиеся в контакте с кожухом ремня привода ГРМ и фиксатором заднего сальника.
Герметик-элемент № 08826-00080 или эквивалентный ему.
Напоминание: Не допускайте наложения на поверхность избытка герметика. Соблюдайте особую осторожность вблизи смазочных каналов.
Сборка должна быть выполнена не позднее пяти минут после наложения герметика. В противном случае герметик должен быть удален и затем наложен вновь.
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441358.jpg)
в) Установите масляный поддон с четырнадцатью болтами и четырьмя гайками.
- Момент затяжки — 18 Нм
![](https://autoinstruction.ru/img/toyota/141/441359.jpg)
4. Установите водяной насос (см. раздел "Система охлаждения").
5. Установите шкивы и ремень привода ГРМ (см. раздел "Механизмы двигателя").
6. Залейте моторное масло.
7. Залейте охлаждающую жидкость двигателя.
8. Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек.