Снятие
- установите автомобиль на эстакаду или подъемник;
- отсоедините от аккумуляторной батареи провода и снимите ее;
- снимите передние колеса и подкрылки;
- снимите защитный кожух силового агрегата;
- слейте охлаждающую жидкость, отсоединив от радиатора отводящий шланг;
- слейте масло из коробки передач;
- если предполагается разборка двигателя, слейте моторное масло и снимите масляный фильтр;
- снимите декоративную решетку облицовки радиатора;
- снимите передний бампер;
- отверните болты крепления тормозных суппортов и снимите их вместе с датчиками ABS с поворотных кулаков, не отсоединяя тормозные шланги. Подвяжите суппорты к деталям кузова или пружинам подвески, не нагружая тормозные шланги;
- отсоедините амортизаторные стойки от поворотных кулаков, отвернув гайки и вынув болты;
Рисунок 3.1. Снятие теплозащитного экрана (1), хомута (2), соединяющего каталитический нейтрализатор и передний глушитель, отсоединение разъема (3) датчика концентрации кислорода в отработавших газах
- под автомобилем отверните болты и снимите теплозащитный экран системы выпуска отработавших газов (Рисунок 3.1);
- отверните и снимите хомут, соединяющий каталитический нейтрализатор и передний глушитель;
- расстыкуйте разъемы датчиков концентрации кислорода в отработавших газах;
- отсоедините от коробки передач тягу привода переключения передач (или трос селектора при автоматической коробке передач);
- отсоедините от коробки передач шины «масса»;
- отсоедините от выпускного коллектора детали крепления каталитического нейтрализатора и отведите его от промежуточной части выпускной трубы;
- отсоедините от двигателя приемную трубу глушителя;
- снимите впускной воздухопровод с воздушного фильтра;
- отверните болты крепления расширительного бачка и отведите бачок в сторону. При необходимости отсоедините шланги от корпуса термостата;
- отсоедините от впускного коллектора вакуумный шланг усилителя тормозов;
Рисунок 3.2. Болты крепления корпуса воздушного фильтра
- снимите корпус воздушного фильтра, отвернув болты крепления (Рисунок 3.2);
Рисунок 3.3. Элементы крепления (стрелки) ЭБУ и кронштейна выключателя подачи топлива при ударе автомобиля
- снимите кронштейн электронного блока управления (ЭБУ), предварительно отсоединив от него контактный разъем и кронштейн инерционного выключателя прекращения подачи топлива при ударе автомобиля (Рисунок 3.3);
- отсоедините вакуумный шланг от усилителя тормозов;
Рисунок 3.4. Крепление шлангов отопителя (стрелки) к моторному щиту
- отсоедините от моторного щита шланги отопителя (Рисунок 3.4), запомнив их положение, и отведите их в сторону. Шланги могут быть с быстроразъемными штуцерами двух типов: с наружным кольцом, которое для снятия нужно повернуть влево, или с пластиковыми выступами, которые нужно сдавить и снять, нажав на крепление в направлении моторного щита;
Рисунок 3.5. Снятие с двигателя блока реле (1), колодки проводов (2), гнезд предохранителей (3) и колодки с гнездами предохранителей (4)
- отсоедините от двигателя блок реле, колодку проводов, колодку с гнездами предохранителей и снимите с нее гнезда предохранителей (Рисунок 3.5);
- отсоедините колодку проводов с адсорбера и шланг адсорбера от впускного коллектора;
- отсоедините трос педали подачи топлива от корпуса дроссельной заслонки;
- отсоедините трос сцепления, если установлена механическая коробка передач;
- на автомобиле с автоматической коробкой передач отсоедините трос рычага селектора;
- снимите бачок гидроусилителя рулевого управления с кронштейна и положите его на двигатель;
Рисунок 3.6. Снятие узла электровентилятора с радиатора
- демонтируйте верхние опоры радиатора от поперечины моторного отсека и подвяжите радиатор к двигателю, чтобы не повредить. Если необходимо, снимите узел электровентилятора с задней части радиатора (Рисунок 3.6). Обратите внимание на то, что нижние опоры радиатора установлены на подрамнике, который снимается вместе с радиатором;
- отсоедините от топливораспределительной рампы трубопроводы и заглушите их отверстия;
- на моделях с кондиционером снимите компрессор с двигателя, не отсоединяя трубопроводов, и закрепите компрессор в стороне от зоны работы;
- демонтируйте конденсор кондиционера и закрепите его в стороне, не отсоединяя от него трубопроводов;
- установите передние колеса в положение прямолинейного движения, отогните защитную резиновую манжету на нижней части рулевой колонки, отверните гайку и выньте эксцентриковый болт крепления вилки карданного шарнира рулевого вала;
Внимание! Для исключения срабатывания подушки безопасности перед отсоединением рулевого вала от рулевого механизма обязательно заблокируйте рулевое колесо в положении прямолинейного движения.
Рисунок 3.7. Установка приспособления Mot. 1159 между подрамником и блоком цилиндров: 1 – стяжка
- установите с правой стороны двигателя приспособление Mot. 1159 между подрамником и блоком цилиндров (Рисунок 3.7). При отсутствии приспособления расклиньте силовой агрегат и подрамник, используя деревянные бруски, отверните крепление стяжки и снимите ее;
Рисунок 3.8. Установка прокладки между многофункциональным кронштейном и подрамником
- установите прокладку из дерева между многофункциональным кронштейном и подрамником (Рисунок 3.8);
- вставьте прокладку из дерева между коробкой передач и подрамником;
Рисунок 3.9. Снятие верхнего кожуха опоры маятниковой подвески двигателя
- снимите верхний кожух опоры маятниковой подвески двигателя (Рисунок 3.9);
Рисунок 3.10. Отворачивание гайки (стрелка) на маятниковой подвеске двигателя
- снимите гайку на маятниковой подвеске двигателя, затем бронзовой выколоткой выбейте шпильку крепления опоры (Рисунок 3.10);
- вывесьте двигатель с помощью тали;
- демонтируйте левую опору двигателя;
Рисунок 3.11. Снятие усилителя подрамника (стрелка)
- отсоедините усилители подрамника и снимите их (Рисунок 3.11);
- ослабьте на один-два оборота болты крепления подрамника к кузову. Не выворачивайте их полностью;
- опустите переднюю часть автомобиля, чтобы подрамник с силовым агрегатом можно было уложить на подставленные деревянные бруски;
- выверните болты крепления подрамника. Вместе с помощником аккуратно поднимите переднюю часть автомобиля, убедившись предварительно в отсоединении от двигателя сопряженных с ним деталей, узлов и проводки;
- при возможности передвиньте автомобиль назад для освобождения рабочего пространства;
- приподнимите двигатель талью, чтобы отвернуть болты крепления его к подрамнику. Отсоедините от коробки передач валы привода передних колес и выведите из-под автомобиля силовой агрегат;
- при необходимости разъединения двигателя и коробки передач запомните расположение проводов, подведенных к силовому агрегату.
Примечание. Перед выполнением работ, требующих отсоединения друг от друга двигателя, коробки передач и подрамника, отметьте положение приспособления Mot. 1159 на подрамнике.
Установка
Установка силового агрегата проводится в порядке, обратном снятию.
Чтобы облегчить выравнивание подрамника относительно кузова, установите два резьбовых стержня в передние крепежные отверстия подрамника. Передние болты крепления подрамника затягивайте моментом 62 Н·м, задние – моментом 105 Н·м.
Правильно установите теплозащитные экраны. Нанесите состав Loctite Frenblok на резьбу болтов крепления суппортов передних тормозов и затяните их указанным моментом. Несколько раз нажмите на педаль тормоза для установки поршней колесных цилиндров в рабочее положение.
Выполните следующее:
- заправку маслом двигателя и коробки передач (при необходимости);
- заправку системы охлаждения и удаление из нее воздуха.
Опоры силового агрегата
Моменты затяжки болтов крепления опор силового агрегата. А = 62 Нм, В = 62 Нм, С = 21 Нм, D = 21 Нм, Е = 62 Нм, F = 44 Нм, G = 62 Нм, Н = 62 Нм, J = 62 Нм.