Система впрыска топлива Magnetti Marelli 8Р15. Двигатель объемом 1,8 литра
Данная система многоточечного впрыска топлива имеет статическую систему зажигания и оснащается датчиками детонационного сгорания топлива. Угол опережения зажигания, а также состав смеси регулируется электронным блоком управления. Количество впрыскиваемого топлива зависит от продолжительности открытия топливной форсунки. Продолжительность открытия топливной форсунки в свою очередь зависит от нагрузки на двигатель, которая регистрируется датчиком давления во впускном коллекторе и датчиком частоты вращения коленчатого вала, установленном на маховике.
Все четыре клапанных форсунки открываются одновременно при каждом обороте двигателя и впрыскивают топливо во впускной коллектор. Во время движения блок управления системой впрыска вносит соответствующие корректировки, чтобы работа системы соответствовала эксплуатационным нагрузкам на двигатель и условиям трассы. Функционирование системы впрыска зависит от информации, поступающей от разных компонентов системы. Функционирование системы впрыска топлива определяется:
- информацией о температуре охлаждающей жидкости, поступающей от соответствующего датчика;
- информацией об эксплуатационных нагрузках на двигатель (холостой ход, полная нагрузка, переход из одного режима на другой, принудительный холостой ход), которая поступает от датчика ВМТ и частоты вращения коленчатого вала, расположенного на маховике;
- атмосферным давлением;
- напряжением аккумулятора;
- плотностью поступающего воздуха, регистрируемой датчиком температуры впускаемого воздуха;
- информацией от лямбда-зонда;
Электронный блок управления регулирует также следующие функции:
- изменяет угол опережения зажигания и состав воздушно-топливной смеси, исходя изданных, поступающих от датчика детонационного сгорания;
- открывает клапан для подачи во впускной коллектор паров топлива из адсорбера;
- изменяет угол опережения зажигания и подачу дополнительного объема воздуха при включении кондиционера;
- информирует водителя с помощью контрольной лампочки о появлении неисправностей и сбоев в работе, регистрируемых системой самодиагностики;
- защищает двигатель от работы на превышенных частотах вращения, отключая зажигание;
- информирует водителя о частоте вращения двигателя, отслеживая сигналы на тахометр;
- отключает впрыск топлива (с последующим включением), если обороты двигателя снижаются до 1400 об/мин;
- корректирует работу привода регулятора холостого хода в фазе запуска и холостого хода двигателя.
Информацию о давлении во впускном коллекторе сообщает расположенный там датчик. В момент включения зажигания и стартера этот датчик запоминает атмосферное давление. Это значит, что при работе двигателя датчик будет информировать электронный блок об изменениях давления во впускном коллекторе относительно зафиксированного им атмосферного давления. На этот датчик поступает питание 5 В и он посылает на блок управления электрический сигнал, мощность которого зависит от давления во впускном коллекторе.
Потенциометр углового перемещения дроссельной заслонки сообщает блоку управления угол открытия дроссельной заслонки. Эта информация необходима блоку для определения нагрузки на двигатель. Если педаль акселератора отпущена, то двигатель работает в режиме холостого хода, а полностью нажатая педаль акселератора означает режим полной нагрузки на двигатель. В соответствии с перемещением педали акселератора происходит управление процессами разгона и ускорения, торможения и включения принудительного холостого хода.
Холостой ход корректируется исполнительным двигателем (приводом) регулятора холостого хода. Регулятор находится в корпусе дроссельной заслонки и управляет подачей воздуха в обход дроссельной заслонки. "Этим обеспечивается подача дополнительного воздуха при холодном двигателе, а обороты холостого хода задаются в зависимости от нагрузки на двигатель и температуры охлаждающей жидкости (см. иллюстрацию 2.0).
2.0 Компоненты впуска воздуха систем впрыска топлива Magnetti Marelli и Bosch МР 5.1. 1 - впускной коллектор; 2 - коробка резонатора; 3 - подогреватель воздуха холостого хода; 4 - электромагнитный клапан адсорбера; 5 - корпус дроссельной заслонки; 6 - исполнительный двигатель регулятора холостого хода; 7 - воздушный фильтр; 8 - датчик давления воздуха во впускном коллекторе; 9 - катализатор
Датчик температуры охлаждающей жидкости находится в выпускном патрубке, а датчик температуры впускаемого воздуха - в воздухозаборнике.
На корпусе дроссельной заслонки установлены следующие детали: трос акселератора, регулятор давления подачи топлива, клапан адсорбера, клапан добавочного воздуха, вакуумный усилитель тормозного привода, потенциометр углового перемещения дроссельной заслонки, подогреватель воздуха холостого хода, датчик температуры поступающего воздуха и исполнительный двигатель регулятора холостого хода.
Что касается подачи топлива, то в качестве основных деталей необходимо назвать следующие:
- топливный насос. Он установлен горизонтально в топливном баке. Насос подает топливо к топливному фильтру.
- топливный фильтр. Он закреплен на топливном баке и подлежит замене после пробега автомобилем примерно 80 000 км. На корпусе фильтра имеется стрелка, которая после установки фильтра на место должна быть обращена к передней части двигателя.
- адсорбер. Пары топлива, образующиеся в топливном баке, улавливаются активированным древесным углем адсорбера. Клапан, которым адсорбер соединен с топливным баком, при неработающем двигателе постоянно открыт. При включении зажигания клапан закрывается. При работе двигателя клапан открывается в соответствии с «требованиями» электронного блока управления, т.е. при наступлении условий, заложенных в программу работы блока управления. При открытии клапана происходит подача паров топлива, удерживаемых в адсорбере, во впускной коллектор.
- редукционный клапан давления топлива. Клапан установлен на распределительном топливопроводе. Топливо поступает в магистраль от топливного насоса, а редукционный клапан поддерживает в топливопроводе постоянное давление 2,5 бар при оборотах холостого хода и 3,0 бар при полной нагрузке на двигатель. Неизрасходованное топливо подаётся обратно в топливный бак.
- клапанные форсунки. Клапанные форсунки осуществляют впрыск топлива и одновременным его распылением непосредственно во впускной коллектор. Все четыре форсунки срабатывают при каждом обороте двигателя (см. иллюстрацию 2.0а).
2.0а Распределительный топливопровод системы впрыска топлива Magnetti Marelli и Bosch МР 5.1 с форсунками. На левой стороне топливопровода находится редукционный клапан давления топлива
Система впрыска топлива Magnetti Marelli 8Р22
Данная система многоточечного впрыска топлива имеет статическую систему зажигания и оснащается датчиками детонационного сгорания топлива. Угол опережения зажигания, а также состав смеси регулируется электронным блоком управления. Количество впрыскиваемого топлива зависит от продолжительности открытия топливной форсунки. Продолжительность открытия топливной форсунки в свою очередь зависит от нагрузки на двигатель, которая регистрируется датчиком давления во впускном коллекторе и датчиком частоты вращения коленчатого вала, установленном на маховике.
Все четыре клапанных форсунки открываются одновременно при каждом обороте двигателя и впрыскивают топливо во впускной коллектор. Во время движения блок управления системой впрыска вносит соответствующие корректировки,чтобы работа системы соответствовала эксплуатационным нагрузкам на двигатель и условиям трассы. Функционирование системы впрыска зависит от информации, поступающей от разных компонентов системы. Функционирование системы впрыска топлива определяется:
- информацией о температуре охлаждающей жидкости, поступающей от соответствующего датчика;
- информацией об эксплуатационных нагрузках на двигатель (холостой ход, полная нагрузка, переход из одного режима на другой, принудительный холостой ход), которая поступает от датчика ВМТ и частоты вращения коленчатого вала, расположенного на маховике;
- атмосферным давлением;
- напряжением аккумулятора;- плотностью поступающего воздуха, регистрируемой датчиком температуры впускаемого воздуха;
- информацией от лямбда-зонда;
- Электронный блок управления регулирует также следующие функции: - изменяет угол опережения зажигания и состав воздушно-топливной смеси, исходя изданных, поступающих от датчика детонационного сгорания;
- открывает клапан для подачи во впускной коллектор паров топлива из адсорбера;
- изменяет угол опережения зажигания и подачу дополнительного объема воздуха при включении кондиционера;
- информирует водителя с помощью контрольной лампочки о появлении неисправностей и сбоев в работе, регистрируемых системой самодиагностики;
- защищает двигатель от работы на превышенных частотах вращения, отключая зажигание при оборотах двигателя 6500об/мин;
- информирует водителя о частоте вращения двигателя, отслеживая сигналы на тахометр;
- отключает впрыск топлива (с последующим включением), если обороты двигателя снижаются до 1400 об/мин;
- корректирует работу привода регулятора холостого хода в фазе запуска и холостого хода двигателя.
Информацию о давлении во впускном коллекторе сообщает расположенный там датчик. В момент включения зажигания и стартера этот датчик запоминает атмосферное давление. Это значит, что при работе двигателя датчик будет информировать электронный блок об изменениях давления во впускном коллекторе относительно зафиксированного им атмосферного давления. На этот датчик поступает питание 5 В и он посылает на блок управления электрический сигнал, мощность которого зависит от давления во впускном коллекторе.
На корпусе дроссельной заслонки установлены следующие детали: трос акселератора, регулятор давления подачи топлива, клапан адсорбера, клапан добавочного воздуха, вакуумный усилитель тормозного привода, потенциометр углового перемещения дроссельной заслонки, подогреватель воздуха холостого хода, датчик температуры поступающего воздуха и исполнительный двигатель регулятора холостого хода.
Потенциометр углового перемещения дроссельной заслонки сообщает блоку управления угол открытия дроссельной заслонки. Эта информация необходима блоку для определения нагрузки на двигатель. Если педаль акселератора отпущена. то двигатель работает в режиме холостого хода, а полностью нажатая педаль акселератора означает режим полной нагрузки на двигатель. В соответствии с перемещением педали акселератора происходит управление процессами разгона и ускорения, торможения и включения принудительного холостого хода. Холостой ход корректируется исполнительным двигателем (приводом) регулятора холостого хода. Регулятор находится в корпусе дроссельной заслонки и управляет подачей воздуха в обход дроссельной заслонки. Этим обеспечивается подача дополнительного воздуха при холодном двигателе, а обороты холостого хода задаются в зависимости от нагрузки на двигатель и температуры охлаждающей жидкости.
Датчик температуры охлаждающей жидкости находится в выпускном патрубке, а датчик температуры впускаемого воздуха - в воздухозаборнике.
Подача воздуха к цилиндрам регулируется дроссельной заслонкой (см. иллюстрацию 2.0).
Что касается подачи топлива, то в качестве основных деталей необходимо назвать следующие:
- топливный насос. Он установлен горизонтально в топливном баке. Насос подает топливо к топливному фильтру.
- топливный фильтр. Он закреплен на топливном баке и подлежит замене после пробега автомобилем примерно 80 000 км. На корпусе фильтра имеется стрелка, которая после установки фильтра на место должна быть обращена к передней части двигателя.
- адсорбер. Пары топлива, образующиеся в топливном баке, улавливаются активированным древесным углем адсорбера. Клапан, которым адсорбер соединение топливным баком, при неработающем двигателе постоянно открыт. При включении зажигания клапан закрывается. При работе двигателя клапан открывается в соответствии с «требованиями» электронного блока у правления, т.е. при наступлении условий, заложенных в программу работы блока управления. При открытии клапана происходит подача паров топлива, удерживаемых в адсорбере, во впускной коллектор.
- редукционный клапан давления топлива. Клапан установлен на распределительном топливопроводе. Топливо поступает в магистраль от топливного насоса, а редукционный клапан поддерживает в топливопроводе постоянное давление 2,5 бар при работе двигателя на холостом ходу и 3,0 бар при полной нагрузке на двигатель. Неизрасходованное топливо подаётся обратно в топливный бак.
- клапанные форсунки. Клапанные форсунки осуществляют впрыск топлива и одновременным его распылением непосредственно во впускной коллектор. Все четыре форсунки срабатывают при каждом обороте двигателя (см. иллюстрацию 2.0б).
2.0б Детали подачи топлива системы впрыска топлива Magnetti Marelli. Буквой «а» указано направление подачи топлива из бака, а буквой «b» - возврат топлива в бак. 1 - распределительный топливопровод; 2 - редукционный клапан давления топлива; 3 - клапанная форсунка; 4 - электромагнитный клапан адсорбера; 5 - емкость с активированным углем; 6 - топливный фильтр; 7 - топливный насос в баке; 8 - топливный бак
Система впрыска топлива Bosch МР 5.1 Motronic
Данная система устанавливается на двигателях объемом 1,8 литра. Как и у уже упоминавшейся системе впрыска Magnetti Marelli, в системе Motronic также основной является информация о нагрузке на двигатель, которая регистрируется датчиком давления во впускном коллекторе, и информация от датчика частоты вращения коленчатого вала, установленного на маховике (см. также иллюстрацию 1.0а). Основные компоненты Motronic идентичны системе впрыска Magnetti Marelli.
Система впрыска топлива Bosch МР 3.2
Данной системой комплектуется двигатель объемом 2,0 литра с 8 клапанами и газотурбинным нагнетателем. В целом система идентична Magnetti Marelli, однако имеет и определенные отличия (см. иллюстрацию 2.0в).
2.0в Компоненты впуска воздуха на двигателе с газотурбинным нагнетателем. 1 - впускной коллектор; 2 - радиатор воздуха наддува (интеркулер); 3 - клапан регулировки холостого хода; 4 - воздушный фильтр; 5 - катализатор; 6 - регулирующий клапан; 7 - регулирующий клапан газотурбинного нагнетателя; 8 - электронный блок управления с датчиком давления во впускном коллекторе; 9 - подогреватель воздуха на корпусе дроссельной заслонки; 10 - корпус дроссельной заслонки
Клапанные форсунки установлены на распределительном топливопроводе. Они управляются блоком электронного управления и впрыскивают топливо каждая в отдельности по клапан своего цилиндра при каждом обороте двигателя.
Регулятор давления топлива расположен на распределительном топливопроводе и поддерживает постоянное давление топлива, составляющее 3,0 бар при любых нагрузках на двигатель.
Впускной коллектор имеет каналы впуска воздуха с изменяемой длиной и внутренним диаметром, что позволяет увеличивать крутящий момент при малых оборотах двигателя.
Электронный блок управления прерывает подачу топлива при принудительном холостом ходе с оборотами двигателя менее 1280 об/мин и включает её после того, как число оборотов двигателя увеличится.
Для защиты двигателя от работы на превышенных частотах вращения электронный блок управления отключает впрыск топлива при оборотах 6840 об/ мин. Датчик ВМТ поршней цилиндров установлен на головке блока цилиндров.
Система впрыска топлива Bosch МР 7.3
Данной системой впрыска топлива комплектуются двигатели объемом 2,0 литра с 16 клапанами. В целом её компоненты идентичны системе Bosch МР 3.2. Сама система представляет собой систему с последовательным впрыском топлива.
Холостой ход и содержание СО
Как уже упоминалось, холостой ход у двигателей с указанными системами впрыска топлива корректировке не поддаётся. Неизменность холостого хода обеспечивается электронным блоком управления, который с помощью привода регулятора холостого хода поддерживает обороты холостого хода на уровне номинальных значений. Допустимое отклонение может составлять±50 об/мин, что не влияет на функционирование двигателя.
Содержание CO в выхлопных газах автоматически удерживается на заданном уровне в пределах примерно 0,5% с помощью лямбда-зонда.