Удаление буртика в верхней части цилиндра
Порядок установки колец на дизеле
1. Порядок установки; 2. Маркировка
Ориентация поршня на дизеле
1. Маркировка; 2. Штамп размерной группы; 3. Стрелка (направлена вперед)
Ориентация поршня на двигателях V6
1. Маркировка; 2. Стрелка (направлена вперед)
Снятие
1. Поршень с шатуном выталкивается через верхнюю часть блока цилиндров после отворачивания болтов шатунных крышек и удаления буртика в верхней части цилиндра. Шатуны промаркированы по номеру цилиндра. Крышки шатунов перед снятием следует пронумеровать. Кольца снимите специальным приспособлением.
2. Очистите поршни, удалив нагар.
Проверка
1. Проверьте овальность и конусность цилиндров. Для этого проверьте диаметр цилиндров, измерив его в продольном и поперечном направлениях относительно оси двигателя, в трех местах – прямо под буртиком, в нижней части цилиндра и посередине.
2. Если конусность и овальность в пределах нормы, то цилиндры отхоннингуйте. В противном случае цилиндры следует расточить и заменить поршни и кольца ремонтными (эти процедуры выполняются в автосервисе).
3. Проверьте деформацию разъемной плоскости блока цилиндров. Если отклонение от плоскости больше 0,1 мм, то блок прошлифуйте.
4. Проверьте состояние поршня. Наличие трещин около юбки, а также глубоких заметных царапин и рисок на боковой поверхности не допускается.
5. Измерьте диаметр поршня в направлении перпендикулярном оси поршневого пальца на уровне юбки. Определите зазор между поршнем и цилиндром. Если зазор выше нормы, то поршень замените. Если при замене поршня зазор не соответствует норме, то расточите цилиндры и замените поршни ремонтными.
6. Проверьте зазор между компрессионными кольцами и канавкой в поршне. Если зазор немного выше нормы, то следует заменить кольца.
7. Проверьте зазоры в стыках поршневых колец, протолкнув кольцо поршнем (1– поршень, 2 – кольцо, 3 – зазор). В 15 мм от нижнего края цилиндра зазоры должны соответствовать норме.
8. Проверьте состояние шатунов внешним осмотром. Наличие деформаций, искривление дуговой постели под вкладыш в нижней части и не параллельность шпилек крепления шатунной крышки не допускаются. Ощутимого люфта поршневого пальца в шатуне быть не должно (палец запрессовывается в шатун). Поврежденный шатун рихтуется в автосервисе или меняется.
Установка
Расстановка стыков поршневых колец
1. Верхнее компрессионное; 2. Верхний диск маслосъемного кольца; 3. Нижнее компрессионное и расширитель маслосъемного кольца; 4. К передней части двигателя; 5. Нижний диск маслосъемного кольца
1. Новые кольца должны соответствовать размерной группе поршня. Все зазоры в кольцах должны быть проверены и соответствовать норме.
2. Установите кольца в порядке: маслосъемное кольцо, нижнее компрессионное, верхнее компрессионное (это кольцо устанавливается только с помощью расширителя). Метка на кольце должна быть обращена вверх.
3. Сечения верхнего и нижнего компрессионных колец отличаются (1 – маркировка N и Т, 2 – скругленный профиль, 3 – конусный профиль).
4. Расставьте стыки поршневых колец.
5. Смажьте цилиндр, обожмите кольца приспособлением, правильно сориентируйте и введите в цилиндр поршень в сборе с кольцами и шатуном и верхним вкладышем. Установите нижний вкладыш в крышку, закрепите крышку гайками. Повторите процедуру для остальных шатунов, проворачивая коленвал. Затяните гайки с заданным моментом в 2–3 этапа.
6. Установите все снятые детали (если ремонт выполнялся без снятия двигателя).