Внимание.
- Горячий двигатель может причинить ожоги. Перед началом работы необходимо выключить двигатель и подождать, пока он остынет.
- Если распределительный вал будет вращаться после снятия приводной цепи, то при положении поршня в верхней мертвой точке клапаны могут упереться в днище поршня, что приведет к повреждениям двигателя. При вращении распределительного вала при снятой приводной цепи необходимо установить все поршни двигателя в среднее положение.
- При вращении распределительного вала с помощью гаечного ключа за шестигранную часть ключ может упереться в коромысло и повредить его. Для предотвращения повреждений коромысла при удержании распределительного вала за шестигранную часть нужно помещать ключ ближе к задней части двигателя, как показано на рисунке, для обеспечения безопасного зазора между ключом и кулачком распредвала.
Примечание: Ширина шестигранной части распределительного вала составляет 22-24 мм.
Снятие
1. Отсоединить отрицательную клемму аккумуляторной батареи.
2. Снять декоративную крышку двигателя.
3. Снять катушки зажигания/ионные датчики.
4. Снять крышку головки блока цилиндров (см. раздел "Цепь привода газораспределительного механизма" выше в данной главе).
5. Снять передний защитный поддон №2 двигателя.
6. Снять электропривод регулятора фаз газораспределения.
7. Снять вакуумный насос.
8. Снять топливный насос высокого давления с задним кожухом.
1. Маслоразбрызгивающие трубки. 2. Цепь привода газораспределительного механизма. 3. Успокоитель цепи №1. 4. Электрорегулятор фаз газораспределения. 5. Клапан управления подачей масла. 6. Распределительные валы. 7. Коромысла. 8. Гидрокомпенсаторы.
9. Отвернуть болты крепления и снять маслоразбрызгивающие трубки.
10. Снять цепь привода газораспределительного механизма с успокоителем №1:
Примечание: Ослабить натяжение приводной цепи, зафиксировав башмак натяжителя через сервисное отверстие в передней крышке двигателя.
Извлечь заглушки (верхнюю и нижнюю) из сервисных отверстий передней крышки двигателя.
Вставить болт М6 (длиной 35-60 мм с резьбой до самой головки) в верхнее сервисное отверстие и вкрутить его до контакта с башмаком натяжителя, после чего ослабить примерно на 180° (болт должен слегка упираться в переднюю часть башмака натяжителя).
Примечание:
- Болт будет касаться башмака натяжителя после вкручивания на глубину примерно 20 мм.
- Удерживая выпускной распределительный вал гаечным ключом за шестигранную часть, и несколько раз подвигать его вперед-назад, как показано на рисунке. Это позволит маслу стечь из натяжителя цепи и облегчит обслуживание.
Вставить подходящую отвертку в нижнее сервисное отверстие.
Перемещая выпускной распределительный вал вперед-назад с помощью гаечного ключа, установленного на шестигранной части, прижать вниз пластинку натяжителя отверткой и освободить фиксатор натяжителя.
Примечание: При перемещении выпускного распределительного вала вперед и назад приводная цепь вжимает плунжер натяжителя, облегчая поворот стопорной пластинки.
Освободив фиксатор плунжера, провернуть выпускной распределительный вал по часовой стрелке до ослабления приводной цепи.
После ослабления цепи затянуть болт М6 в верхнем сервисном отверстии так, чтобы он вошел еще примерно на 5 мм для фиксации башмака натяжителя.
Примечание:
- Если болт не вставляется примерно на 5 мм, то, возможно, не освобожден фиксатор плунжера натяжителя или цепь недостаточно ослаблена. Необходимо вернуть болт в исходное положение и повторить процедуру заново.
- При повороте выпускного распредвала по часовой стрелке приводная цепь толкает башмак натяжителя, изменяя положение его ребра. Весь башмак натяжителя фиксируется зацеплением болта за ребро.
После фиксации башмака натяжителя снять успокоитель №1 цепи.
11. Снять электрорегулятор фаз газораспределения:
Внимание.
- В процессе и после работ необходимо удерживать приводную цепь приподнятой в стороне от звездочек. Если цепь упадет, вниз, она может соскочить со звездочки коленчатого вала, вследствие чего понадобится выполнять всю процедуру установки фаз газораспределения.
- После выполнения работ необходимо обязательно проверить установку фаз газораспределения.
Провернуть коленчатый вал по часовой стрелке так, чтобы поршень первого цилиндра установился почти в положение верхней мертвой точки (ВМТ), как показано на рисунке.
Примечание: При установленном в положение почти верхней мертвой точки (ВМТ) поршня первого цилиндра двигателя нет большого перемещения (вращения) выпускного распределительного вала при снятой приводной цепи. В связи с этим облегчается установка электрорегулятора фаз газораспределения. При наличии большого перемещения выпускного распредвала установка электрорегулятора фаз газораспределения на распределительный вал должна производиться при ослабленной цепи вращением выпускного распредвала.
Пометить взаимное расположение приводной цепи и фазовращателей, чтобы после их повторной установки они находились в том же положении.
Удерживая впускной распределительный вал гаечным ключом за шестигранную часть, отвернуть болт крепления электрорегулятора фаз газораспределения.
С помощью отвертки, обмотанной чистой тканью, слегка отжать регулятор фаз вперед, чтобы отсоединить его от распределительного вала.
Снять цепь привода газораспределительного механизма со звездочек выпускного и впускного распредвалов и убрать в сторону, после чего снять электрорегулятор фаз.
Вернуть приводную цепь на звездочку выпускного распредвала и, потянув цепь вверх, подвесить её на веревке, как показано на рисунке.
12. Выкрутить клапан управления подачей масла.
13. Снять распределительные валы:
Примечание: Выпускной распределительный вал и гидравлический фазовращатель снимаются одним узлом.
Оставить приводную цепь как есть — подвешенной после снятия электрорегулятора фаз газораспределения.
Наживить болт крышки головки блока цилиндров в показанном на рисунке месте, чтобы использовать их для подвешивания приводной цепи.
Отвернуть болты крышек распределительных валов в два или три подхода в указанной на рисунке последовательности, после чего снять крышки.
Снять впускной распределительный вал.
Убрав цепь привода газораспределительного механизма в сторону, снять выпускной распределительный вал с гидравлическим фазовращателем одним узлом.
Потянув приводную цепь вверх, подвесить её с помощью веревки, как показано на рисунке.
14. Снять коромысла с головки блока цилиндров и расположить их в порядке, соответствующем цилиндрам, чтобы при сборке установить на свои места.
15. Снять гидрокомпенсаторы и и расположить их в порядке, соответствующем цилиндрам, чтобы при сборке установить на свои места.
Установка
1. Выполнить удаление воздуха из гидрокомпенсаторов:
Поместить гидрокомпенсатор в резервуар с моторным маслом.
Внимание. Не вставлять закругленный стержень с большим усилием, поскольку пружина шарика обратного клапана чрезвычайно слаба.
Слегка нажимая на шарик обратного клапана с помощью закругленного стержня (диаметром примерно 1.0 мм), удалить воздух, перемещая плунжер вверх и вниз.
Вжать конец плунжера в масло и убедиться, что нет ощущения выталкивания. В противном случае необходимо заменить гидрокомпенсатор новым.
2. Визуально проверить поверхность гидрокомпенсатора, контактирующую с коромыслом на предмет износа или повреждений. При обнаружении любых дефектов заменить гирокомпенсатор новым.
3. Установить гидрокомпенсатор в исходное положение в головке блока цилиндров.
4. Нанести моторное масло на гидрокомпенсаторы и торцы стержней клапанов, после чего установить коромысла в исходные положения, которые они занимали до снятия.
5. Установить распределительные валы:
Нанести трансмиссионное масло (SAE 90 или подобное) или моторное масло на центральную часть каждой опоры в головке блока цилиндров, как показано на рисунке.
Внимание. На опору №6 нужно нанести не более 0.05 мл масла.
Совместив положение кулачка распредвала с положением почти верхней мертвой точки поршня первого цилиндра (ВМТ), как показано на рисунке, установить впускной распределительный вал в головку блока цилиндров.
Снять веревку, на которой подвешена приводная цепь со стороны выпуска.
Совмещая метку на приводной цепи, нанесенную при снятии, с меткой гидравлического фазовращателя, установить выпускной распределительный вал в головку блока цилиндров.
Нанести трансмиссионное масло (SAE 90 или подобное) или моторное масло на центральную часть шейки каждого распредвала, как показано на рисунке.
Нанести клеящий состав (Loctite 962Т) вокруг опоры №6 головки блока цилиндров или на заднюю крышку выпускного распредвала.
Внимание. Убедиться в том, что клеящий состав не попал на шейку распредвала.
Примечание: Ширина валика клеящего состава: 0.5-1.5 мм.
Установить крышки распределительных валов в порядке нумерации (по маркировке на крышках) и равномерно наживить болты крышек в два или три подхода в указанной на рисунке последовательности.
Затянуть болты крышек распределительных валов в два этапа в указанной на рисунке последовательности: сначала моментом 3.0-6.0 Нм, а затем моментом 8-11 Нм.
6. Вкрутить клапан управления подачей масла.
7. Установить электрорегулятор фаз газораспределения:
Снять веревку, на которой подвешена приводная цепь со стороны впуска.
Снять приводную цепь со звездочек выпускного и впускного распределительных валов и убрать назад, после чего вставить электрорегулятор фаз газораспределения между передней крышкой двигателя и головкой блока цилиндров.
Вернуть приводную цепь на звездочку выпускного распредвала.
Совместив метку на приводной цепи, нанесенную при снятии, с меткой на электрорегуляторе фаз, установить цепь на звездочку.
Совместив установочный штифт на торце впускного распредвала с пазом со стороны регулятора фаз, установить электрорегулятор фаз газораспределения.
Примечание: Отрегулировать относительное расположение установочного штифта и паза, вращая распределительный вал.
Удерживая впускной распредвал гаечным ключом за шестигранную часть, затянуть болт крепления электрорегулятора фаз моментом 102-114 Нм.
8. Установить успокоитель №1 приводной цепи.
9. Выкрутить фиксирующий болт башмака натяжителя, чтобы натянуть приводную цепь.
10. Провернуть коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке, чтобы убедиться в правильности установки меток фаз газораспределения.
Примечание: Если установочные метки фаз газораспределения установлены неправильно, снять переднюю крышку двигателя и переустановить приводную цепь на каждую из звездочек.
11. Установить заглушки (верхнюю и нижнюю) в сервисные отверстия передней крышки двигателя.
Примечание:
Моменты затяжки заглушек:
- верхней: 8-11 Нм;
- нижней: 17-23 Нм.
12. Установить маслоразбрызгивающие трубки и затянуть болты крепления в указанной на рисунке последовательности.
13. Установить все остающиеся части в порядке, обратном снятию.
14. Запустить двигатель и проверить его функционирование.