Элементы газораспределительного механизма 2,0 литровых двигателей 2001-2005 г. выпуска: А, Б - регулируемый зазор; 1 - клапан; 2 - пружина; 3 - сухари; 4 - толкатель; 5 - регулировочная шайба.
Клапанный зазор является одним из факторов, который определяет, как долго впускной и выпускной клапаны будут открыты.
Если клапанный зазор слишком велик, то часть хода толкателя и распределительного вала будет тратиться на компенсацию лишнего зазора, т.е. клапаны будут открыты недостаточно долго. При этом появляются два эффекта: детали механизма привода клапанов будут издавать стучащий звук, двигатель будет работать плохо, т.к. впускной клапан будет открываться недостаточно, и в цилиндр попадет меньше рабочей смеси. Недостаточное открытие выпускного клапана приведет к избыточному давлению отработанных газов в цилиндре, которое препятствует поступлению необходимого количества рабочей смеси в цилиндр.
Если клапанный зазор слишком мал, то впускной и выпускной клапаны не плотно сидят в головке цилиндров, когда они закрыты. Когда клапан сидит в головке цилиндров, то он выполняет две функции — он закрывает камеру сгорания так, чтобы никакие газы не могли выйти из цилиндра, и он сам охлаждается путем поглощения части тепла процесса сгорания головкой цилиндров и системой охлаждения двигателя. Таким образом, если клапанный зазор слишком мал, то двигатель будет плохо работать (из-за того, что газы выходят из камеры сгорания), а клапан будет перегреваться и деформироваться (т.к. он не может передавать тепло, пока не касается седла клапана в головке цилиндров).
Внимание: Тогда как все регулировки клапанов должны быть выполнены с максимальной аккуратностью, лучше иметь более «свободную» регулировку, чем более «зажатую», так как прогоревшие клапаны становятся результатом более «зажатой» регулировки.
Зазоры клапанов необходимо периодически проверять/регулировать в процессе эксплуатации автомобиля, а также после проведения ремонта двигателя, связанного с механизмом газораспределения.
Если двигатель находится на автомобиле, снимите воздушный фильтр. Снимите также крышку головки блока цилиндров. Если делать это осторожно, то можно не повредить прокладку.
Снимите переднюю крышку зубчатого ремня.
Регулировка зазора заключается в подборе регулировочной шайбы толкателя клапанов, пока не будет достигнута требуемая величина зазора.
Внимание: Зазор должен проверяться и регулироваться на холодном двигателе (температура охлаждающей жидкости в двигателе равна 15-25°С). При указанной температуре зазоры клапанов должны составлять для впускных клапанов — 0,2 мм, для выпускных клапанов — 0,28 мм.
Проверните коленчатый вал по часовой стрелке с помощью ключа так, чтобы совместились метки зубчатого колеса коленвала с выступом задней крышки.
В этом положении должны совпасть установочные метки распределительных валов А и Б, а также маркированные звенья цепи (стрелки) должны располагаться сверху (см. рис. на след. стр.).
Если это не так, проверните коленчатый вал еще на один оборот.
Вставив щуп между кулачком и регулировочной шайбой, проверьте зазоры на кулачках (1, 2, 3) распределительных валов, указанных на рисунке.
Щуп должен перемещаться с небольшим защемлением.
Проверните коленчатый вал на 360° и измерьте зазоры клапанов на кулачках (2, 3, 4), указанных на рисунке.
Если измеренный зазор находится в пределах допуска, нет необходимости в замене регулировочных шайб. Если зазор отличается от требуемого, то замените регулировочную шайбу толкателя клапана.
Проверните толкатель так, чтобы его вырез был обращен к центру головки блока цилиндров. Это облегчит удаление шайбы.
Используя специальную оправку, отожмите толкатель с клапаном вниз.
Вставьте фиксирующую оправку (скобу) между краем толкателя и распределительным валом.
С помощью отвертки с узким жалом (А) и магнитом (В) извлеките регулировочную шайбу из толкателя, используя прорезь в толкателе.
Определите необходимую толщину новой шайбы по формуле:
- N=R+(M-0,2 мм) — для впускных клапанов;
- N=R+(M-0,28 мм) — для выпускных клапанов,
где R - толщина старой шайбы, N - толщина новой шайбы, М - измеренный зазор клапана.
Для определения толщины снятой шайбы используйте микрометр (см. рис. справа).
В запасные части поставляются шайбы толщиной от 3 мм до 4,5 мм с шагом 0,05 мм.
Подберите новую шайбу с толщиной, наиболее близкой к вычисленному значению.
Установите новую шайбу с помощью подходящего инструмента.
Внимание: Поверхность шайбы с цифрами должна быть обращена вниз.
Удалив удерживающее приспособление толкателя, снова проверьте клапанный зазор.
Проворачивая коленчатый вал каждый раз на 180°, проверьте и отрегулируйте зазоры у остальных кулачков попарно в следующей последовательности: 5-2; 8-6; 4-7.
После проверки/регулировки зазора клапанов залейте масло в ванны головки блока цилиндров и установите на место снятые ранее элементы.